ЦЕРБЕР трехглавый пес
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Цербер или Кербер (Κέρβερος), в греческом мифотворчестве сторожевой пес царства мертвых, охраняющий вход в мир Аида. Гомеру такой пес уже известен, но с именем Цербер он упоминается впервые у Гесиода. При пропуске теней в подземное царство Цербер на берегу Стикса ласково виляет хвостом, но тех, которые пытаются выбраться оттуда, он пожирает (Гесиод, Теогония, 769-774). Позднее возникло представление о том, что он пугает и всех входящих в загробную обитель;
в имени Цербер древние греки видели синоним слова опасность (Гезихий, Хроники, 21). Наряду с Лернейской гидрой и Немейским львом Цербер относился к самому ужасному потомству Ехидны и Тифона (Гесиод, Теогония, 306-313). Однако Орфей, спустившийся в царство мертвых за Эвридикой сумел очаровать Цербера своей пленительной музыкой.
Согласно народному представлению, для умилостивления чудовища входившие в подземное царство предлагали ему медовые лепешки. Так, помогая Энею проникнуть в потусторонний мир, Сибилла бросила Церберу лепешку, пропитанную настоянным на снотворной траве вином (Вергилий, Энеида, VI 417-423). На вазовых рисунках и других произведениях античного искусства Цербер изображался в виде громадного злого пса;
в более древнюю пору Цербера изображали по обыкновению с двумя головами и змеиным хвостом (как Герионова пса Орфра, который первоначально был тождествен с Цербером), иногда — с одною головой, но со змеями на спине, шее и животе;
позднее установилось представление о Цербере как о трехголовом псе, причем средняя его голова иногда изображалась львиной.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]ЦЕРБЕР
Трехголовый пес, охраняющий вход в царство мертвых. Цербер - один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход.
Следил за тем, чтобы никто не вышел из Аида, ведь из царства мертвых нет возврата.
Когда Цербер пребывал на земле, (это случилось из-за Геракла, который по заданию царя Еврисфея привел его из Аида), чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти, из которых выросла ядовитая трава аконит. Эту траву Медея подмешивала в свое колдовское зелье.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Цербер (Кербер) - страж Подземного мира
Цербер или Кербер в греческой мифологии рассматривался в качестве свирепого трехголового пса (дракона), охранявшего выход из Аида (подземного мира, преисподней, царства мертвых). Гесиод (VIII—VII в.в. до н. э.) в «Теогонии», по-видимому, впервые упомянувший о Цербере, писал о нем как о сыне Тифона и Ехидны. Цербера (Кербера) также называли сыном Тартара и богини Земли Геи. Цербер пропускал в Аид всякого, виляя хвостом при виде проходивших мимо него теней, но не выпускал оттуда никого. Лишь немногим героям удалось побывать в царстве мертвых и выбраться оттуда живыми на свет. Например, Орфею удалось усыпить Цербера с помощью своей «волшебной» музыки.
Чтобы умилостивить Цербера (Кербера), греки клали в гроб медовую лепешку, которую умерший должен был отдать свирепому псу (дракону). Вергилий (70–19 до н.э.) в «Энеиде» писал, что помогая Энею проникнуть в потусторонний мир, жрица бросила Церберу лепешку, пропитанную настоянным на снотворной траве вином.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Лежа в пещере своей, в три глотки лаял огромный
Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.
Видя, как шеи у пса ощетинились змеями грозно,
Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной
Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,
Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,
Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.
Сторож уснул, и Эней поспешил по дороге свободной
Прочь от реки, по которой никто назад не вернулся.
(Вергилий, «Энеида»)
Цербер (Кербер) - многоголовый ядовитый пес, дракон
Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», на вазах и других античных рисунках Цербер (Кербер) часто изображался в виде громадного злого пса;
еще раньше Цербера изображали с двумя или тремя головами и змеиным хвостом (как и Орфа), иногда — с одною головой, но со змеями на спине, шее и животе;
позднее установилось представление о Цербере как о трехголовом псе, причем средняя его голова иногда изображалась львиной. Согласно «Теогонии» Гесиода, у Цербера было 50 голов, Гораций (65 - 8 вв. до н. э.) в «Одах» писал о 100.
Когда Геракл, совершая свой 12 подвиг, схватил Цербера (Кербера) за шею, его пытался укусить ядовитый змей, заменявший Церберу хвост. Оказавшись на поверхности Земли, Цербер отводил глаза от дневного света. Слюна его текла по зеленеющим полям, а из нее произрастал ядовитый цветок аконит. Этот цветок называют еще гекатиной, так как первой его якобы начала использовать для своих колдовских обрядов богиня Геката, а затем, согласно «Метаморфозам» Овидия (43 до н.э. – 17 или 18 н.э.), Медея.
Чтобы его извести, аконит заварила Медея, –
Ею он был привезен когда-то со скифских прибрежий.
Произвели же его, как о том говорится в преданье,
Зубы Ехиднина пса (Цербера). Пещера с отверстием черным
Есть при дороге крутой, по которой тиринфянин храбрый
Цербера пса, что идти упирался, глаза от сверкавших
Солнца лучей отвратив, на цепи адамантовой к свету
Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешеной злобой,
Громким лаем тройным одновременно воздух наполнил
И по зеленым лугам (Цербер) разбросал белесую пену.
Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая
Из плодоносной земли, получила зловредную силу.
Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах,
Жители сел аконитом зовут.
(Овидий, «Метаморфозы»)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Аполлодор (ок. 180 г. до н.э. – после 120 г. до н.э.) или Псевдо-Аполлодор* писал в «Мифологической библиотеке», что Геракл доставил Цербера к царю Эврисфею, а затем по приказу царя вновь водворил в Тартар.