Старший Футарк. Графическая красота.Существует определенный канонический вид рун Старшего Футарка. Этот вид определяет то, как они должны выглядеть и как располагаться по порядку.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Конечно по поводу того, как именно выглядели изначальные руны, можно спорить до бесконечности, но тем не менее есть определенная форма, которую признают большинство специалистов различных направлений.
Часто встречается вариант, когда руну Старшего Футарка изображают в том виде , как она стала выглядеть в другом руническом строе. Руна «Ингуз», изображаемая в виде ромба, очень хороший пример.
Иллюстрация из книги Анны Кайа «Руны» очень наглядно демонстрирует различные варианты начертания рун в разных футарках. Первая колонка – канонический вид рун Старшего Футарка.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]По поводу различных вариантов изображений футарка Э.А. Макаев, в своей книге «Язык древнейших рунических надписей. Лингвистический историко-филологический анализ», пишет следующее:
«Следует всячески подчеркнуть, что отдельные графические расхождения в рунических надписях, выполненных 24-значным футарком, позволяют в редких случаях с большей или меньшей определенностью говорить о хронологических различиях или о различиях в школах рунических мастеров, но они мало пригодны для причисления надписи к определенному языковому ареалу: скандинавскому, готскому или западно-германскому. Не приходится сомневаться в том, что специфически скандинавского футарка как особой графической системы, отличной от других рунических графических систем, вообще не существовало. Когда, действительно, появились такие графические системы, как датские, шведско-норвежские, англо-фризские рунические системы, пора старших рунических надписей, выполненных 24-значным футарком, уже давно миновала.»
Грубо говоря – существовал, если можно так сказать, прафутарк, изначальный, которым без сомнения является Старший Футарк. Дальше начались изменения и все последующие варианты футарка ни что иное как адаптация к своему языку и письму. Можно ли использовать в магическом плане разные варианты футарка, с удаленными, или напротив добавленными рунами, измененным строем и порядком рун? Этот вопрос выходит за рамки данной статьи. Старший Футарк есть самодостаточная, целостная система, в которой банальная перестановка рун или их добавление нарушает гармонию целого.
Красота графической составляющей Старшего Футарка.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] - примитив линия,
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] - примитив угол
На данном рисунке, для примера, показаны два примитива красный угол и синяя вертикальная черта ( о желтой наклонной чуть позже). Наличие большого числа повторяющихся примитивом сильно облегчает нанесение рун. Рука сама задает необходимую длину и угол. В этом содержится какое то волшебство. Это как раз тот случай, когда в простоте есть божья искра. Большое количество рун, состоящих всего из двух примитивов, обеспечивает легкость и быстроту нанесения.
С точки зрения резчика легко решаются некоторые спорные вопросы. Например, обратите внимание на желтую наклонную линию на рисунке. Угол наклона и длина может быть разной, но! Расположение всегда с левого верхнего угла в нижний правый. Почему? Да потому что так удобно резать. Самое удобное направление, если вы, конечно, правша . Поэтому очевидно как такие линии должны проходить. В руне «Хагалаз» так и не иначе, как в прочем и во всех других.
С точки зрения резчика легко понять и то, как должна выглядеть руна «Игуз» : так
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]или вот так
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Почему? Потому что форма с «хвостиками» адаптирована для резки, а «ромб» нет. Кто режет по дереву тот понимает, что первая форма не требует чрезмерного внимания, и несмотря на кажущуюся сложность может наноситься достаточно быстро, быстрее чем якобы простой «ромб, требующий определенной аккуратности реза в углах.
Графический анализ применительно к руне Соуло
Эта часть стать возникла благодаря внимательному читателю. У него возник вопрос - А как быть с руной Соуло, ведь в приведенном каноническом виде она ( руна т. е.) имеет горизонтальную черту, единственная такая руна во всем Старшем Футарке? А ведь есть вариант с наклонной чертой.
На рисунке ниже некоторые из вариантов начертания руны Соуло.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Графический анализ ни чем не хуже археологического, фонетического и любого другого.
Варианты с 1 по 5 немного разные начертания одного и того же знака. Вариант 6 достаточно сильно отличается от того, что принято считать каноническим видом. Варианты 1 и 2 наиболее часто встречающиеся. Это фактически один и тот же символ, с немного измененной средней чертой.
С точки зрения реза самым оптимальным и удобным является вариант 4 и, особенно, его модификация - вариант 5. В нем все как надо. Его действительно удобнее и проще резать чем все остальные. Может именно этот вариант исконный? Может быть.
Но, тем не менее, мы имеем в качестве наиболее часто употребляемых варианты 1 и 2. Рассмотрим их с точки зрения красоты и дизайна. Вариант 1 лежит как бы вне идеи построения Старшего Футарка. Вариант 2 - это то, что гораздо лучше вписывается в строй Старшего Футарка. А вот вариант 3 идеально по смыслу попадает в логику построения Старших Рун.
Со стороны практики реза ситуация выглядит то же спорно. Среднюю черту удобнее резать в первом варианте. А вот целиком всю руну? Да все три варианта сложно и трудно резать, но проще, наверное, вариант 1 и именно из-за горизонтальной черты.