Современниками язычества Макошь отождествлена с Гекатой.
Мы легко убедимся, что Велес и Макошь образуют такую же мифологическую
пару в нашем славянском эпосе, как Гермес и Геката - в эпосе древних греков.
Следует оговориться, что имя Макоши в эпоху православия в нижней ипостаси
могло быть не иначе как Яга, не менее известна она и в светлой ипостаси
Параскевы Пятницы. Оснований к параллели Яги и Макоши немало, и прежде
всего сопоставление функций прях- старшей Яги и ее сестер с одной стороны,
пряхи Макоши - " матери судеб" , доли и Недоли - с иной. Вспоминаются в этой
связи греческие мойры, римские парки, скандинавские норны, наконец, Матерь
божия и две ее сестры из русских заговоров.
Характерно, что герой или героиня получают от них- Ягишн - в подарок
путеводный клубок, сродни нити Ариадны. Вот этот известный миф в
переложении А. Афанасьева под названием "
Перышко Финиста ясна сокола" . В поисках суженого приходит краса девица к избушке и стучится:
«- Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи. Отвечает старушка: - Милости просим, красная девица." Куда идешь, голубушка? - Ах бабушка! Ищу Финиста ясна сокола.
- Ну;красная девица, далеко же тебе искать будет!
Наутро говорит старуха:
-Ступай теперь к моей средней сестре, она тебя добру научит, а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце, станешь кудель прясть — золотая нитка потянется.
Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится‚ туда и путь держи!"
Если же "взять серебряное донце да золотое веретенце и сесть прясть — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чиста золота".
У третьей — старшей сестры, которая знает поболи двух первых, красна девица узнает, где искать Финиста. На этот раз она получает в подарок "
золотое пялечко да иголочку: ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать
будет". Нередко клубочек герою дает некий Старый Старик, подменяющий собой Ягу (см "
Царевна-Лягушка"). Итак, давайте проведем сопоставление:
а). Геката Трития — покровительница путей и перекрестков, таким образом и Макощь — это покровительница путей и проводник из одного мира в другой. Аналогичные функции имеет Яга, по русским сказкам. Гермес и Велес -покровители путешественников и Водчие в Иной мир.
б). Геката — богиня магии и колдовства. "К Макуши ходют гадать" еще в девятнадцатом веке. Яга — ведунья и колдунья. Гермес и Велес - боги магии и волшебства. Нонн Панополитанский говорит о Гермесе, что "вещие бога уста пророческой речью звучали"("Деяния Диониса",IХ, 60).
в). Геката - скотья богиня, "вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину... (Гесиод, "
Теогония"445-447), Макоща стрежет овец;Ма - мать, кош - корень из слова "кошара". Велес как раз тоже "скотий бог". Яга владеет стадом кобылиц (вариант- коров или овец), которых в качестве испытания дает пасти Ивану-царевичу или его "однофамильцу".
г). Геката — "вверил ей Зевс попеченье о детях которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос" (Гесиод, " Теогония" 450-452). Таким образом Геката впускает в этот мир детей в процессе их рождения. Макощь на вышивках изображена рожающей женщиной в окружении рожаниц-Лосих, " ма" - матерь. Яга припекает детей в печи, изгоняя собачью старость, " ягать"
—диалектное " орать при родах" , Яга - старая матерая баба - повитуха, которая посвящает дите в ребенка определенного пола погружая его в печь - символ материнского лона, после чего, как бы родившись второй раз, дите и становится человеком. Плутарх прямо указывает, что Гермес - "
божество, которое тайно наблюдает за рождением, считается " похитителем быков" (" О пещере нимф" , 18). Род, Велес, Тур и Ярила отнесены Рыбаковым к одной группе (‘Родъ седя на вздусе‚ мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети‘), фривольные игрища в честь Велеса-Тура были направлены на вспомоществование по продлению рода.
д). Геката — богиня случая, удачи, счастья, судьбы —
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Г еката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силой кто победит — получает награду;
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто средь синих губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумнону Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет." (Гесиод" Теогония" , 431-442)
Яга дает герою вещи, которые приносят ему удачу на охоте ли, в добывании чего бы то ни было, в походе. Она дает путеводный клубок, помогает герою в состязании и игре обыграть более сильного противника, того же Змея Горыныча.
Макощь — богиня судьбы, мать случая (ма-кощ), как Параскева Пятница —дающая благополучие.
Гермес — бог удачи, бог богатства, покровитель в бедах (Гомер, " Одиссея" , XXIV, 10). В его руках "
состязание и жребий наград" (Пиндар. " Олимпийские песни" , 6, 4э.)
Велес, понятно, бог богатства, покровитель купцов и путешественников под именем св. Николая, бог удачи. Таким образом, славянин чтит Велеса, а жена его, словенского роду, должна чтить Макошь-Ягу, ведающую той же Силой.
Если обратиться к аналогам Велеса у индоевропейцев в этой части, то мы обнаружим следующее. Гермес у эллинов - родитель Гермафродита (сын Афродиты и Гермеса). Намеки на двуполость есть у эддических аналогов Велеса и Гермеса —Локи и Одина. Первый в образе кобылы рожал Слейпнира (он " муж рожалый" ). А сам Один — единственный из асов и ванов практикует женскую и мужскую магии одновременно, в чем обвиняет его тот же Локи, сравнивая с сейдовской бабой (" Перебранка Локи" , 22). Скорее всего Один под именем Одд сожительствовал со скандинавской богиней любви —Фрейей (параллель с Гермесом-Афродитой очевидна). Ведийский аналоги Велеса - Шива сам - " Ардханаришва" (Двуполый). Тут надо отметить, что шиваистская тантрическая магия подразумевает "
дакшиначару” (тантру правой руки) и " вамачару" (тантру левой руки). Вероятно, это отражение представления о единении Рудры и Шакти-Дэви. Не с этим ли связано поминание Мокоша-Мокоса, т.е. Велеса, то в женском, то в мужском роде?