[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Гера как архетипГера, богиня брака, была уважаема и оскорбляема, почитаема и унижена. Она в большей степени, чем любая другая богиня, имела четко выраженные положительные и отрицательные свойства. То же верно и для Геры-архетипа, могущественной силы радости и боли в личности женщины.
ЖенаГера как архетип в первую очередь и прежде всего – сильное желание женщины быть женой. Женщина с сильным архетипом Геры ощущает фундаментальную пустоту в жизни без партнера. Она побуждается "подаренным богиней"инстинктом к замужеству. Ее страдания при существовании без супруга могут быть такими же глубокими и болезненными, как жизнь без детей для женщины, чье сильнейшее побуждение – иметь ребенка.
Как психоаналитик, я хорошо осознаю страдания женщины-Геры, когда в ее жизни отсутствует значимый мужчина. Многие женщины делились со мной своим тайным горем. Одна женщина-юрист всхлипывала: "Мне тридцать девять лет, и у меня нет мужа, и мне так стыдно". Привлекательная медицинская сестра, разведенная, тридцатидвухлетняя, мрачно говорила: "Я чувствую себя так, как будто у меня в душе есть большая дыра, или, может быть, это рана, которая никогда не заживает. Боже, я так одинока. Я достаточно часто бываю в обществе, но никто из мужчин, с кем я встречаюсь, не хочет серьезных отношений"
.
Когда женщина, основная потребность которой – быть супругой, включается в связанные обязательствами близкие отношения, большая часть созданного архетипом Геры сильного желания быть женой удовлетворяется. Но она все еще испытывает потребность вступить в узаконенный брак. Ей необходимы престиж, уважение, хорошая репутация, которые приносит ей брак, и она хочет быть признанной как "миссис Такая-то". Она не хочет просто жить вместе, даже в том возрасте, когда подобные союзы не осуждаются. Она настаивает на формальном бракосочетании.
Когда Гера является ее архетипом, невеста в день своей свадьбы может ощущать себя подобной богине. Предстоящий брак вызывает у нее предвкушение исполнения и завершенности, наполняющее ее радостью. Это сияющая невеста, заполненная Герой.
Нэнси Рейган воплощает архетип жены. Она ясно дала понять, что быть женой Рональда Рейгана – наиважнейший приоритет для нее. Когда она описывает значение своего замужества, то говорит от имени всех женщин, воплощающих Геру в пространстве счастливого брака:
Что касается меня, я на самом деле и не жила вовсе, пока не встретила Ронни. О, я знаю, в наши дни это непопулярное признание. Предполагается, что вы полностью независимы, а муж – просто дань общественным условностям и определенные взаимные обязательства. Но я не могу передать свои чувства. Ронни для меня – основа моего счастья. Без него я была бы совершенно несчастной и не имела бы реальной цели или направления в жизни.
Наша культура до недавних пор отражала точку зрения Нэнси Рейган: замужество рассматривалось как главное достижение женщины. Даже сейчас, когда важны образование и карьера, большинство женщин не могут избежать чувств, вызываемых культурными ожиданиями общества по поводу того, что нужно "угомониться и выйти замуж". Так архетип Геры получает огромную поддержку. Кроме того, преобладает умонастроение Ноева ковчега: ожидается, что люди соединяются в пары, как туфли или носки. Подобная социальная норма заставляет одиноких женщин чувствовать себя "
за бортом". Так архетип Геры усиливается и отрицательными последствиями, когда женщина не соответствует Гере, и положительным отношением социума – при соответствии. ¦ То, что Гера не только исключительное создание патриархальной культуры, – культуры, которая принижает женщину, если она не выбрана мужчиной (чем более могущественным мужчиной, тем лучше), – подтверждается наличием подобного побуждения во многих женщинах-лесбиянках. Многие лесбиянки чувствуют такую же потребность иметь супругу, такую же необходимость в верности, такое же ожидание, что партнер придаст их жизни смысл, и такое же настоятельное желание ритуальной церемонии, дающей формальное подтверждение создания пары. Так что олицетворяющая Геру женщина-лесбиянка реагирует отнюдь не на давление культурных норм или ожидания семьи, которые чаще склонны осуждать подобную связь, чем поддерживать ее.
Способность к принятию на себя обязательствАрхетип Геры обеспечивает способность создавать связь, быть преданной и верной, терпеть и поддерживать партнера в трудный для него период. Когда Гера представляет в душе женщины основную силу, то обязательства, которые она на себя берет, не зависят от обстоятельств. Однажды выйдя замуж, она намеревается оставаться в этом положении "
в здоровье и болезни, в богатстве и бедности"
.
Женщина без архетипа Геры может пройти через серию непродолжительных близких связей, переходя от одной к другой по мере того, как возникают неизбежные трудности или проходит первоначальная магия влюбленности. Она может никогда не выйти замуж и не испытывать никакого беспокойства по этому поводу. Она может также пройти через пышное церковное бракосочетание и прочее – и все еще не ощущать себя связанной жизненными узами Геры с мужчиной, за которого вышла замуж.
Когда женщины выходят замуж "без Геры", "что-то дает осечку". Эти слова принадлежат одной моей сорокапятилетней пациентке, фотографу, которая ощущала нехватку чувства глубокого единения со своим мужем. Она рассказывала: "Я очень хорошо к нему отношусь и являюсь хорошей женой, но я часто думаю, что мне было бы лучше жить одной. Если женщины кокетничают с ним, когда я рядом, он иногда поощряет их – на благо мне, я думаю. Он надеется, что я испытаю ревность и затем огорчусь, а я не огорчаюсь. Я полагаю, он подозревает, что не является жизненно значимым для меня, – и это действительно так. По сути я действительно не являюсь всецело преданной женой, хотя мое поведение как жены вне критики". Печально для них обоих, что даже после двадцати лет брака Гера не стала ее активным архетипом.
Священный союзДва из трех смыслов брака – осуществление внутренней потребности быть супругой и внешнее признание пары. На третьем, мистическом уровне архетип брака выражает также стремление к целостности через "священный союз". Религиозные обряды бракосочетания подчеркивают священную природу брака, характеризуя его как духовный союз, или таинство, через которое может быть дано благословение. Они как раз и представляют современные воспроизведения сакральных ритуалов Геры.
Ко мне понимание сакрального аспекта архетипа Геры пришло через прямое переживание. Я выросла в среде протестантов. Наши ритуалы не сопровождались ни таинствами, ни магическими действами. Таинство причащения было просто праздником, и использовалось в нем виноградное вино. Поэтому для меня было неожиданностью и глубоким потрясением обнаружить, что мое бракосочетание в кафедральном соборе Сан-Франциско оказалось внутренним переживанием, наполненным благоговейным страхом. Я чувствовала, что участвую в могущественном ритуале, который взывает к Священному. У меня было ощущение переживания чего-то такого, что находится вне обычной действительности, – чего-то такого, что явно означает архетипическое переживание. Когда я давала свои обеты, я чувствовала, что участвую в явно священном обряде.
Когда священный брак вам снится, происходит подобное же смещение в сторону интенсивности переживания. Запоминается благоговейный трепет и даже страх перед происходящим. Часто в качестве метафоры женщины используют электрическое или энергетическое поле, пытаясь объяснить, что они чувствовали, соединяясь с человеком, являвшимся священным партнером в их снах. Символизируя союз мужского и женского в душах, такой сон дает переживание целостности. Во время объятий со священным партнером сновидица испытывает смесь эротического взлета, счастья и единения. Сон является знаковым, он оказывает на сновидицу невыразимое, непостижимое и божественное эмоциональное воздействие. Сновидица пробуждается потрясенной и трепещущей: "
Я никогда не забуду этот сон. Когда он обладал мною, я чувствовала себя невероятно. Это было подобно мистическому воссоединению. Я не могу объяснить его: в одно и то же время было глубокое ощущение мира и наэлектризованное(tm). Этот сон был главным событием в моей жизни"
.
В этом чисто внутреннем переживании священного брака сновидица ощущала себя Герой Совершенной, или Осуществленной. Часто скрытым следствием является побуждение стать супругой, то есть потребность выйти замуж.
Отверженная женщина: негативный образ ГерыБогиня Гера не выражала своего гнева Зевсу из-за его публичных измен. Боль, которую она чувствовала, будучи отвергнутой им или униженной его любовными связями, она переводила в мстительную ярость, направленную на другую женщину или ее детей от Зевса. Архетип Геры предрасполагает женщину переносить вину со своего супруга, от кого она эмоционально зависима, на других. И женщина-Гера реагирует на потерю и боль яростью и энергией, а не депрессией, что типично для Деметры и Персефоны. В процессе моей психоаналитической работы я обнаружила, что мстительность есть производимое в уме женщины-Геры жонглирование, позволяющее ей чувствовать себя скорее сильной, чем отвергнутой.
Джин Харрис представляет типичную современную персонификацию отверженной Геры. Высокомерная директриса первоклассного учебного заведения была осуждена за убийство бывшего много лет ее любовником доктора Германа Тарновера. Она испытывала ревнивую ярость из-за того, что Тарновер предпочел молодую соперницу, которую она считала менее воспитанной, образованной и достойной. Ее осудили за убийство после того, как было обнаружено ее полное ненависти очень длинное письмо, написанное любовнику незадолго до его смерти. Она писала:
Ты являлся и являешься самым важным событием в моей жизни, самым важным человеком в моей жизни. И это никогда не изменится. Ты держишь меня в своих руках, угрожая прогнать. Тебе легко так угрожать, ведь ты знаешь – я не смогу жить без тебя. Поэтому я остаюсь дома одна, в то время как ты занимаешься любовью с той, которая почти полностью уничтожила меня. Я снова и снова публично опозорена.
Несмотря на свои достижения, образованность и авторитет, Харрис была убеждена, что она ничто без Тарновера. Она говорила как Гера, которая никогда не возлагала на Зевса ответственности за все его флирты. Она непоколебимо утверждала, что убийство было случайным. И это действительно могло быть правдой, потому что Харрис не представляла жизни без возлюбленного.
Развитие архетипа ГерыПотребность быть больше похожей на Геру осознается некоторыми женщинами лишь в начале среднего возраста, поскольку к тому времени у них уже была серия близких связей или они были так сосредоточены на карьере, что замужество не имело для них особого значения. Вплоть до этого момента они отдавали должное склонности Афродиты переходить от одной любовной связи к другой, или склонности Персефоны избегать обязательств, или сосредоточенности Артемиды и Афины на достижении своих целей. Иногда намерения богинь пересекались, и воплощению в жизнь настоятельной потребности Геры быть супругой мешал осуществляемый женщиной выбор мужчин, – выбор, на который влияли другие богини.
Когда потребность соединиться в качестве супругов не является сильной, ее необходимо сознательно развивать. Обычно это возможно лишь тогда, когда женщина понимает необходимость принять на себя обязательства и имеет достаточно воли выполнять их, а также когда у нее существует возможность выполнить эти обязательства. Когда она любит мужчину, который нуждается в ее верности или требует ее, она должна сделать выбор между одиноким существованием или выполнением его требований. Ей следует принять решение обуздать беспорядочность Афродиты или независимость Артемиды – и поддерживать Геру. Сознательное решение быть женой-Герой может усилить связь женщины с этим архетипом.
Если близкие отношения с неженатыми мужчинами препятствуют стать женой, женщине необходимо освободиться от чар того типа мужчин, которые обычно ее привлекали. Ей также необходимо пересмотреть свое отношение к мужчинам, имеющим традиционные ценности, ведь она, скорее всего, настроена против тех очень многих мужчин, которые хотят жениться и иметь семью. Когда образ желаемого ею мужчины будет соответствовать типу мужчины, который готов взять на себя обязательства, настоятельная потребность Геры быть женой может осуществиться.
Гера как женщинаСовременная Гера легко узнаваема. Сияющая невеста, направляющаяся к своему жениху, – это радостная Гера, предвкушающая свое осуществление. Обманутая жена, обнаруживающая, что у мужа существует любовная связь, и пылающая яростью к другой женщине, – это Гера сварливая. Женщина-Гера воплощается в бесчисленных женщинах, которые были и есть "
Миссис", – обычно девственная до брака или по крайней мере до помолвки, затем, в течение десятилетий, преданная жена – пока не станет вдовой.
Женщина-Гера получает удовольствие, делая мужа центром своей жизни. Каждый знает, что ее муж – самый главный. Дети женщины-Геры хорошо представляют порядок в ее вселенной: лучшее всегда приберегается для Него. Другие люди тоже быстро получают представление об этом: она держит их "
на пороге", пока занимается Им.
Многие женщины, полностью сформированные по образу Геры, являются почтенными матронами и воспринимаются как "очень замужние". У других женщин Гера представляет лишь один из нескольких аспектов личности. Такие женщины на поверхности могут не производить впечатления женщины-Геры, но когда узнаешь их лучше, то понимаешь, что Гера – хорошо знакомый им внутренний образ.
Ранние годыВ возрасте четырех или пяти лет маленькую Геру можно обнаружить дома говорящей "Ты – Папа, ты идешь на работу", когда она провожает к двери своего игрового супруга. Стараясь быть "как большая"
, она подметает и подает на стол обед, состоящий из травяного салата и пирожков из песка, предчувствуя основной момент дня Геры – Он возвращается домой и садится обедать. (В отличие от нее, маленькая Деметра, для которой главное событие – материнство, катает свою куклу в коляске и проводит часы, одевая, кормя и укладывая спать своего "ребенка".)
В возрасте шести или семи лет, когда девочки и мальчики разделяются в отдельные игровые группы и большинство девочек думают, что большинство мальчишек – "разбойники", практически невозможно обнаружить мальчиков, играющих в "дом" . Хотя случается иногда увидеть пары, даже в начальной школе, но в большинстве случаев следующий проблеск Геры появляется позже, когда молодые люди "остепеняются".
РодителиРодителями Геры были Кронос и Рея – жестокий отец, проглатывавший своих детей в страхе, что кто-то из них его свергнет, и бессильная мать, которая не смогла защитить от него своих детей. Кронос и Рея дают нам негативный и преувеличенный образ патриархального брака: муж – сильный, властный, доминирующий мужчина, который не потерпит соперничества с детьми и не позволит, чтобы у его жены были какие-либо новые интересы. Жена пассивно сопротивляется тем, что имеет от него секреты и прибегает к обману и хитростям.
Гера была единственной из своих проглоченных братьев и сестер, имевшей две пары родителей. После освобождения от отца она воспитывалась в идиллических условиях двумя природными божествами, ставшими ее приемными родителями.
Тема двух пар родителей – или двух моделей брака – знакома многим женщинам-Герам. В менее чем идеальной семье, заставляющей других детей относиться к браку пессимистически и цинично, юная Гера хранит в себе идеализированный образ брака и ищет его для себя как способ выйти из плохой семейной ситуации. При более счастливых обстоятельствах дочь-Гера видит в устойчивом браке своих родителей то, что хочет для себя самой.
Юность и молодостьДевушка-Гера очень довольна, если у нее прочные отношения с юношей. Она – девушка, которая с гордостью носит на шее цепочку с колечком своего друга, мечтает о пышном бракосочетании и пробует подписываться его фамилией в своей тетрадке.
Наличие прочных чувств имеет для нее решающее значение. Если она посещает привилегированную загородную высшую школу, то важно, кто он – староста класса, игрок университетской сборной по футболу, член "внутреннего"клуба. Если она учится в городской школе, тогда то, что определяет статус, может быть другим, но схема остается той же. Она стремится быть в паре с молодым мужчиной высокого общественного положения и хочет эмоциональной надежности, которую получает от близких отношений. Однажды став "половинкой"в паре, она свысока смотрит на одиноких смертных со своих олимпийских высот Геры. Этот образец поведения сохраняется в течение всех лет учебы и в последующие годы.
Некоторые девушки-Геры выходят замуж сразу после окончания школы, чтобы начать "играть в дом"
по возможности быстрее. Но большинство школьных романов распадается, и окончание этих первых серьезных близких отношений является первой серьезной эмоциональной раной для молодой женщины-Геры.
Гера рассматривает колледж как место и время для нахождения супруга. Если она ярка и способна, то часто успешно решает поставленную задачу в колледже, но разочаровывает преподавателей, которые предполагали, что она серьезно относится к своим способностям. Для женщины-Геры образование само по себе не важно. Оно может быть только частью ее социального фона.
Поскольку замужество – то, из-за чего она поступила в колледж, ее беспокойство и тревога возрастают по мере того, как время проходит, а муж не "материализуется". Как студентка колледжа середины пятидесятых годов, я вспоминаю "непристроенных"женщин-Гер, которые на предпоследнем курсе становились крайне тревожными, а на последнем курсе, не будучи помолвленными, находились в состоянии отчаяния, считая себя обреченными остаться в "старых девах"
. Бестактные вопросы родственников, спрашивающих: "Когда ты собираешься выходить замуж?"
, были чрезвычайно болезненными, так как незамужняя женщина-Гера чувствует внутреннюю пустоту и недостаток значимости, что усиливается ожиданиями родственников и друзей, также придающих огромное значение браку.
РаботаДля женщины-Геры работа – это вспомогательный аспект жизни, так же как и поступление в колледж. Когда Гера – основная сила в душе женщины, то какими бы ни были ее образование, карьера, профессия или звание, работа – это скорее лишь то, что она делает, чем часть ее самой.
Женщина-Гера может быть очень хороша в том, что делает, и достигнуть признания и успеха. Однако, если она не замужем, все это не имеет для нее особого значения. По единственной шкале расценок, которую она принимает во внимание, она потерпела неудачу (в собственных глазах), невзирая на успехи в карьере.
В женщине, хорошо проявляющей себя в мире работы, обычно присутствуют образы других богинь. Но если на первом месте стоит образ Геры, она не позволит женщине почувствовать, что работа имеет для нее главное значение. Если женщина замужем, то она естественным образом будет ставить свою карьеру в зависимость от карьеры мужа и приспосабливать свои рабочие часы и возможности продвижения к его потребностям. Только на первый взгляд может казаться, будто женщина-Гера совмещает брак и карьеру: в действительности ее брак и есть ее карьера.
В наше время, когда семье нередко необходимы две зарплаты, многие работающие жены являются женщинами-Герами. Но такая женщина никогда не согласится ради успеха в карьере временно жить в разных населенных пунктах с тем, чтобы периодически встречаться на выходные. Она не будет настаивать, что ее карьера так же важна, как и его. Для этого должна солировать другая богиня.
Взаимоотношения с женщинами: обесцениваютсяЖенщина-Гера обычно не придает большого значения дружбе с другими женщинами и, как правило, не имеет близких подруг. Она предпочитает проводить время с мужем и заниматься делами вместе с ним. Если у нее есть близкая и постоянная подруга, то за это ответственны другие богини.
Если она не замужем, то для нее первостепенная цель – встретить подходящего мужчину. Она может объединиться в пару с другой женщиной для того, чтобы посещать места, где женщине в одиночестве не будет удобно и спокойно, например бары. Но как только устанавливаются прочные близкие отношения с каким-либо мужчиной, у нее остается мало времени для своих одиноких подруг, и она обычно прекращает эту дружбу.
Женщина-Гера, как и следовало ожидать, поддерживает общий для некоторых женщин социальный обычай отменять предварительно спланированные встречи с подругами, если ее приглашает мужчина. Когда она выходит замуж, этот подход расширяется вплоть до полного прекращения дружеских отношений с женщинами.
Замужняя женщина-Гера устанавливает связи с другими замужними женщинами как половинками пары. Незамужних женщин она рассматривает либо как потенциальную угрозу, если ее муж оказывает им хотя бы минимальное внимание, либо не принимает в расчет – просто как "
женщин без мужчин". После замужества почти все социальные отношения она рассматривает через призму брака. Когда замужняя женщина-Гера по какой-то причине имеет дело с другими женщинами, это связано с профессией мужа или его деятельностью.
Для женщины-Геры связь с другими женщинами, осуществляемая в контексте пар, часто представляется скорее дружественным семейным союзом, чем личной дружбой. Поэтому женщина-Гера легко прекращает отношения с разведенной или овдовевшей "подругой", когда та больше не в паре, даже после нескольких лет постоянного общения. Женщины-Геры бросают друг друга, усиливая свое внутреннее убеждение, что женщина без мужа ничего собой не представляет. Достаточно много озлобленных вдов переезжали в другие места, испытав гнев и унижение и обнаружив, что им нет больше места в кругу прежде близких подруг.
Взаимоотношения с мужчинами: ожидание осуществленияКогда в греческих храмах исполнялись священные обряды богини Геры и ритуально воспроизводился брак Зевса и Геры, Зевса называли Зевс Телейос, что означает "Зевс, несущий совершенство"
. Современная женщина-Гера возлагает на мужа архетипическое ожидание, что он завершит ее формирование как личности.
Женщину-Геру привлекает компетентный, преуспевающий мужчина – что именно входит в это определение, обычно зависит от ее общественного положения и семьи. Голодные художники, восприимчивые поэты и талантливые ученые не для нее. Женщины-Геры не интересуются мужчинами, страдающими из-за приверженности своему искусству или политическим принципам.
Иногда, однако, женщины-Геры становятся особо восприимчивыми к ситуациям, одержавшим победу над самой Герой. В первый раз Зевс близко соприкоснулся с Герой, когда он, прежде чем обнаружить себя в качестве верховного бога, превратился в трепещущую птичку. Слишком часто женщина-Гера выходит замуж за такое сочетание бедного маленького создания, нуждающегося в теплоте (которую она дает), и сильного мужчины. Во многих мужчинах, добивающихся больших успехов в жизни, нередко присутствует частица трогательного, незрелого, маленького мальчика, что может тронуть женщину-Геру, когда это сочетается с силой, которую она находит столь привлекательной. У него может не быть близких друзей, его могут не посвящать в свои личные неудачи и огорчения другие люди, он может не развить в себе способность к сопереживанию и сочувствию.
Эмоциональная незрелость мужчины также ответственна за его поиск разнообразия, а не глубины и, как следствие, за его склонность к любовным связям, которые женщина-Гера не прощает. Он может быть бизнесменом, наслаждающимся приятными однодневными связями, когда выезжает из города по делам. Он наслаждается победой и возбуждением от секса в первый раз с новой женщиной, полагая, что жене не причинит боли то, о чем она не знает. Он терпеть не может вести разговоры о любовных связях, как и не выносит противоборства своему поведению, поэтому женщина-Гера избегает этого.
Если такая женщина выходит замуж за мужчину, склонного, подобно Зевсу, к волокитству и лжи, и берет с него слово (что характерно для женщины-Геры, стремящейся получать заверения), то потом ее не раз ранит его неверность. Многие женщины-Геры испытывают трудности, потому что им сложно определить сущность характера или понять схемы поведения других людей. Составляя мнение о людях, эти женщины воспринимают скорее внешние стороны, чем потенциальные возможности (все равно что при покупке дома рассматривать только его расположение, не учитывая, каков он в использовании и каким станет со временем). В конечном счете разочарование и боль женщины-Геры пропорциональны расхождению между ее архетипическими ожиданиями и действительностью, а такое расхождение может быть очень большим.
СексуальностьЖенщина-Гера предполагает, что сексуальность и замужество нераздельны. Поэтому она может оставаться девственницей до помолвки или брака. Пробуждение ее сексуальности зависит от мужа, поскольку у нее не было добрачного опыта. Если он этого не сделает, то половая близость будет представлять для нее лишь часть глубоко прочувствованной роли жены. Вероятно, представление о сексе, исполненное сознания долга, впервые возникло в связи с женщинами-Герами.
Для женщины-Геры достаточно обычным в начале замужества является не испытывать оргазм. Изменится или нет с годами эта ситуация, зависит от того, пробудится ли в браке архетип Афродиты.
ЗамужествоЖенщина-Гера считает день своего бракосочетания самым значительным в жизни. В этот день она обретает новую фамилию. (Она никогда не сохраняет свою прежнюю фамилию, так как считает ее "
девичьей".) Теперь она становится женой, что означает осуществление побуждения, которое она ощущала настолько долго, насколько помнит себя.
Средний класс Америки – идеальная среда, где процветают женщины-Геры. Мужья и жены проводят вместе выходные дни и отпуск. Муж приходит на обед с работы в одно и то же время. Его друзья – мужчины, с которыми он может проводить время. Он уважает свою жену, ожидает от нее хорошего выполнения обязанностей супруги и предполагает, что связан на всю жизнь. Заведенный порядок, совместность их общественной жизни, роли, которые сохраняет каждый из них, содействуют устойчивости их брака и удовлетворению, получаемому женщиной-Герой.
Общая деятельность – другой вариант, который может подойти женщине-Гере. Она может продвигаться по служебной лестнице вместе с мужем, переезжать из одного места в другое или подниматься на другую ступеньку и легко оставлять позади тех, чье восхождение не было столь быстрым. Так как связь с мужем представляет для нее главный источник смысла жизни, а близкие отношения с другими людьми слабы, то переезжать с мужем с места на место для нее легко. В отличие от нее, женщины с прочными и сильными дружескими связями при каждом переезде испытывают ощущение потери и чувство одиночества, – как и те женщины, для кого важна их собственная работа и кто должен начинать все снова при каждом переезде.
Счастье женщины-Геры зависит от преданности ее мужа, от степени важности, которую он придает их браку, и от его оценки ее как жены. Но она тянется к преуспевающим мужчинам, многие из которых преуспевают именно потому, что посвящают себя работе или "женаты на своем деле"
. Поэтому она может обнаружить, что несчастлива, даже если и замужем и муж никогда не изменяет ей. Брак для женщины-Геры не может быть полностью осуществленным, если он не слишком важен для ее мужа.
Современный муж, подобный Зевсу, часто использует брак всего лишь как часть своего социального имиджа. Он женится на женщине своего общественного положения или выше и может появляться с ней в обществе, когда это требуется. Такое положение может быть очень удобным браком для него и истинным бедствием для нее. Если бы в ней преобладал любой другой архетип, она могла бы суметь принять брак, который строится как нечто удобное для обоих супругов. Но женщину-Геру ранит то, что он не придает браку такого же значения, как она. Он часто погружается в другие дела, обычно связанные со властью, – деловые или политические союзы – и не разделяет с ней своих главных интересов. В результате ее душа эмоционально опустошена.
Она может постараться компенсировать (или спрятать) это ощущение суматохой общественной деятельности, направленной на создание публичного образа современной пары. Подобная картина соответствует определенному числу известных в свете пар, появляющихся вместе на таких событиях, как благотворительные вечера или премьера оперы. Но это показная близость "на публику"
, никакой реальной близости между ними нет. Такие "удобные"браки, конечно, не ограничиваются рамками определенного общественного положения;их можно обнаружить на всех социальных уровнях.
Невзирая на неудовлетворенность своим замужеством, женщина-Гера по сравнению с другими архетипами в наименьшей степени стремится к разводу. Подобно богине Гере, которую унизили и оскорбили, женщина-Гера может терпеть плохое обращение. Она воспринимает пребывание в браке как суть своей жизни. Она считает развод чем-то невообразимым, даже когда это уже случилось.
Если муж хочет покинуть ее из-за кого-то еще и говорит ей об этом, женщина-Гера отчаянно сопротивляется этой информации. Брак для нее – архетипическое переживание, она хочет всегда быть женой. Даже после того, как развод состоялся, женщина-Гера все еще может думать о себе как о супруге и страдать заново каждый раз, вспоминая, что это не так. Такая реакция создает проблемы для других людей, будучи болезненной и для нее самой.
Такая женщина может проводить много часов у психоаналитика, борясь с трудностями, которые могут возникать из-за архетипической власти над ней брака (или Геры) даже после того, как брак распался. В моей практике я видела влияние Геры на пациенток. Например, пациентка могла быть женщиной-Герой, колеблющейся между болью и гневом, воображая, что она все еще является законной женой. Или пациент мог быть бывшим мужем, изведенным ежедневными звонками своей бывшей жены. Или пациентка могла быть возмущенной новой женой, разгневанной вторжением его бывшей жены в их совместную жизнь или путаницей, создаваемой бывшей женой, если она продолжает носить его фамилию.
ДетиЖенщина-Гера обычно имеет детей, потому что функция деторождения представляет часть роли жены. В ней не слишком развит материнский инстинкт, если только архетип Деметры также не является важной ее частью. И она не будет получать удовольствие от совместных занятий со своими детьми, если только в ней не присутствует также Артемида или Афина.
Если женщина-Гера имеет детей и не может создать архетипической связи "мать – ребенок"
, они будут воспринимать ее несостоятельность как отсутствие любви и защиты. Даже если она все свое время отдает обязанностям жены и матери и физически очень много присутствует в их жизни, они будут чувствовать недостаток близости и ощущать некоторую эмоциональную заброшенность.
Когда женщина-Гера должна выбирать между мужем и детьми, она обычно жертвует интересами детей для того, чтобы поддержать мужа. В моей практике я часто встречаю взрослых людей, выросших в традиционно устроенных семьях, где отец был главой дома, кормильцем и мелким тираном. Такие пациенты воспринимали мать как существо, их поддерживавшее и растившее, но она никогда не выступала буфером между ними и мужем. Дети при разногласиях с отцом всегда полагались на самих себя, как бы необоснованно или грубо он не поступал.
В начале лечения такие пациенты чувствуют, что, когда они вспоминают болезненные стороны детства, трудности во взаимоотношениях с отцом занимают центральное место. Иногда они чувствуют потребность в противостоянии отцу и в его признании в настоящем или необходимость прощения за события в прошлом. В этот момент начинает осознаваться роль, которую играла их мать.
Одна пациентка, женщина около сорока лет, профессионал в своем деле, постоянно имевшая столкновения с отцом в юности, говорила: "Все, что бы я ни делала, было недостаточно хорошо. В его глазах я была либо ненормальной, либо слишком некомпетентной, чтобы справиться с этим, – он осаживал меня, чем бы "это"ни было. Он высмеивал то, что было важным для меня, и даже несколько раз уничтожал то, что я ценила". Сейчас она хотела признания им ее достижений – она сделала карьеру, имела ученое звание. Она также хотела дать ему понять, насколько разрушительным и неоправданным было его поведение.
Однажды она позвонила своим родителям, которые всегда были вместе. Как правило, у них в доме было два параллельных телефонных аппарата (она не могла вспомнить случая, чтобы когда-либо говорила с одним без того, чтобы другой не слушал). Свои слова она адресовала отцу, специально сказав, что должна рассказать ему "нечто важное"и хочет, чтобы он выслушал ее, не прерывая. Она подробно рассказала о прошлых обидах – без огорчения или гнева. Он удивил ее тем, что выполнил то, о чем она просила, – просто слушал. Однако ее мать отреагировала так, как будто дочь вела себя оскорбительно: "Ты не смеешь так разговаривать с отцом!"Когда мать вмешалась подобным образом, она тем самым помогла дочери внезапно понять, какую роль играла все это время.
Реакция матери была типичной реакцией Геры. Ее преданность принадлежит мужу. Как смеет ребенок противостоять ему! Он – Зевс, абсолютный правитель. Как смеет ребенок заставить его почувствовать себя плохим! Он так уязвим, как тот трепещущий птенчик, нуждавшийся в теплоте и защите Геры.
Средний возрастСтанут или нет средние годы ее жизни временем осуществления, зависит от того, замужем ли женщина-Гера и за кем она замужем. Эти годы – лучшие для Гер, состоящих в устойчивом браке с мужчинами, которые добиваются успеха в пределах своих возможностей и ценят своих жен. В противоположность этому, незамужняя, разведенная или овдовевшая женщина-Гера глубоко несчастна.
В среднем возрасте семьи часто испытывают кризис, с которым женщина-Гера обычно умеет справиться. Когда ее брак переживает трудности, женщина-Гера нередко ухудшает ситуацию своим стремлением к обладанию и ревностью. Если впервые за свою замужнюю жизнь она узнает об измене или заподозрит важность другой женщины в жизни ее мужа, в ней может возникнуть во всем своем безобразии застилающая глаза мстительность, в дальнейшем подвергающая опасности брак, который столь для нее важен.
СтаростьДля женщины-Геры, прошедшей путь от Геры-Девы к Гере Завершенной, переход к Гере-Вдове представляет тяжелейший период жизни. В этой ситуации находятся миллионы женщин, переживших своих мужей. Став вдовой, женщина-Гера теряет не только мужа, но и роль жены, обеспечивавшую ее ощущением смысла и самотождественности. С вдовством у нее возникает ощущение своей несостоятельности.
После смерти мужа состояние скорби у женщины-Геры, не развившей в себе других аспектов, может перейти в хроническую депрессию, внутреннюю неустойчивость и одиночество. Такая реакция представляет следствие ее предыдущих ограниченных отношений и действий. Женщина-Гера обычно не особенно близка со своими детьми, всегда ставя мужа на первое место. У нее нет подруг, ибо она выстраивала свою социальную жизнь так, чтобы делать что-либо лишь как член пары. И, как ранее отмечалось, она может обнаружить себя вычеркнутой из своего социального круга – точно так же как прежде сама стремилась вычеркнуть других одиноких женщин.
Качество жизни овдовевшей женщины-Геры зависит теперь от присутствия других богинь и от того, хорошо ли она обеспечена в финансовом плане. Некоторые женщины-Геры никогда не оправляются после потери мужа.
Удачливые "Геры"входят в старость со своими мужьями, празднуя вместе "золотую свадьбу"
. Они – счастливые женщины;им было дано осуществить свой архетип, придавший смысл их жизни.