обучение магии, гаданию на картах, рунах, восстановление семьи, защиты, чистки, привороты, диагностика негатива, рунические ставы, талисманика, мусульманская магия
МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ,ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Сообщения : 2243 Дата регистрации : 2013-09-27 Возраст : 47 Откуда : Одесса
Тема: Вьюшник Чт Мар 26, 2015 10:41 am
[size=150:10vnln47]Суббота пасхальной недели
Обычай весеннего обхода дворов с поздравлением и чествованием молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года.
Вьюнишник Вьюнишник (вьюнец, вьюнины, вьюнство, вьюнитство, юнины, юнец, оклик /окликание молодых) - обычай весеннего обрядового обхода дворов с чествованием и поздравлением молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года, распространенный преимущественно в Среднем Поволжье: Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях. Обычай завершал длительный период послесвадебных обрядов и при помощи публичного оглашения закреплял переход молодоженов в новую социальную категорию женатых хозяев.
Обрядовый обход дворов с окликанием был приурочен к концу пасхальной недели и совершался или в субботу (" вьюнишна" , " окликальна" суббота), или в Фомино воскресенье (" кликушино" , " кликушно" , " кликуншино" , " кликунишно" ). Состав участников обряда был строго регламентирован по возрасту и полу, хотя и различен в разных локальных традициях. Кое-где " окликалами" / " вьюничниками" могли быть только женатые мужчины, в других местах - только замужние женщины, а в третьих - мужская молодежь или дети. В Ковернинском у. Костромской губ. в полдень пасхальной субботы начинали ходить " всем обчеством" мужики во главе со " стариками - коноводами" . В Гороховецком у. Владимирской губ. " окликальщиками" были парни, которые в субботу утром, до восхода солнца, собирались в группы от 5 до 15 человек. Для совершения обхода они одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары и лучшие бекеши. В Юрьевском у. Владимирской губ. наряду с мужскими обходами были распространены и женские - " бабий вьюнец" . В Ковровском у. Владимирской губ. обходы совершались преимущественно женщинами. При этом в группе выделялись две побойчее, которые возглавляли процессию. Одна из них скакала на помеле из мочала, к которому был прикреплен колокольчик, а другая несла елочку, украшенную разноцветными лентами, платками и полотенцами, подобную свадебному символу девичества - " красоте" . В Чухломском у. Костромской губ., где обход проводился в воскресенье после обедни, женщина, сидевшая верхом на помеле, держала в руке большую палку, которой трижды стучала в дверь дома молодых перед тем, как потребовать от молодой угощение. В ряде мест по селу одновременно ходили несколько " дружин" окликальщиков, делившихся по возрасту и полу и приветствовавших молодоженов в свое время дня. В Юрьевецком у. Костромской губ. утром и в полдень ходили подростки, мальчики и девочки 10 - 15 лет; к вечеру - женщины, которых позднее сменяли мужчины. В Семеновском у. Нижегородской губ. в 12 часов детей сменяли не женщины, а взрослые мужики, сопровождаемые многочисленными празднично одетыми зрителями.
Окликальщики в сопровождении многочисленных зрителей приходили к дому, в котором жили молодые, становились во дворе или под окнами и исполняли для молодоженов специальную величальную песню - " вьюнец" /" вьюница" . В некоторых местах во время пения плясали, выделывая шуточные коленца. Традиция предписывала молодым слушать окликальщиков, сидя в избе у окна; в некоторых случаях при их приближении молодая должна была даже запереть дверь. По окончании пения молодая выходила из дома и одаривала исполнителей. Правила угощения были строго регламентированы: мужчин и парней поили брагой или вином, женщинам давали яйца и пряники, детям, подросткам и молодежи выпечку или мелкие деньги. Иногда плату за величание подавали прямо через окно.
В некоторых местах Владимирской губ. окликальщики - мужчины и женщины - кричали: " Юн да юница, вынеси куличу да перепечу, да сорок яиц" (Юнины. 1857. С. 41) - до тех пор, пока молодые не выходили на улицу с угощением. Сначала у ворот показывался молодой с полуштофом водки и стаканом или небольшим ковшом, за ним следовала молодая, неся на деревянном подносе большой неразрезанный пирог с начинкой и всегда семь крашеных яиц. Молодой потчевал водкой " приятелей" , которые, выпив, отламывали от пирога по куску на закуску, а остатки бросали на землю. Яйца к себе в фартук - " запон" забирала одна из женщин. После этого окликальщики отправлялись дальше. Брошенный на землю пирог подбирали мальчишки, которые с веселым шумом и дракой разрывали его между собой, кто сколько успел захватить.
Во многих местах в благодарность за угощение окликальщики произносили благопожелания: " Дай те Бог, молодуха, чтоб у тя всего было вдоволь. Дай те Бог, чтоб у тя, молодуха, было сколько в лесу пеньков - столько бы у тя сынков; сколько в лугу кочек - столько бы у тя дочек" . Если же угощения не последовало или молодуха поскупилась, звучали угрозы: " Дай те Бог, молодуха, чтоб у тя народилось сколько в поле огородов - столько бы у тя и уродов" (Соколова В.К. 1979. С. 135).
Обойдя всех молодоженов в своей деревне, окликальщики отправлялись в соседнюю, а вечером устраивали пирушку. В Семеновском у. Нижегородской губ. по окончании такой пирушки девушки шли на гулянье или " разыгрывали хороводы" , а парни устраивали состязание в силе, бились " на кулачках" один на один. Во Владимирской губ. крестьянки делили между собой поровну собранные яйца, в том случае, если это не получалось, лишние или все собранные яйца разыгрывались на счастье: ставили на кон и " раскатывали" мячом.
В Чухломской у Костромской губ. предводительница " окликальщиц" , стуча палкой о крыльцо, трижды обращалась к молодой: " Молодая молодица, Молодая ты юница, Подай наши яица, Яйца на полице, В коробице. Не даш яйца, пирога конца, Потеряешь молодца, Будешь ветреница. Мы тя в хлев запрем, Помелом заткнем" . После третьего стука молодая открывала двери и приглашала женщин со словами: " Соседушки, голубушки, Меня любите и жалуйте, К себе примите в подруженьки" . (Зеленин Д.К. 1915. С. 651)
Окликальщицы, войдя в дом, угощались, пели песни и плясали. После их ухода молодуха собирала по деревне девушек и угощала их пирогами. Смысл этого обряда состоял в том, что молодая женщина, прощаясь с девичеством в лице девушек, своих прежних подружек, просила замужних женщин принять ее в свой круг и ввести ее в замужнюю жизнь, признав ее в новом социовозрастном статусе.
Аналогичное значение имел вьюнишник во Владимирской губ., но организован он был иначе. Молодые женщины и бабы собирались после воскресной литургии на открытом месте двумя группами. Молодушки звали к себе в кружок женщин постарше, те под пение песен подходили, и молодухи угощали их пирогами и яйцами, прося принять их в круг замужних женщин. Специальный пирог - " кокура" , символический откуп, полагался и для девушек.
По форме и характеру обряд " окликание молодых" близок к другим календарным обходам дворов (см. Колядование, Волочебный обход). " Вьюнцы" , исполнявшиеся детьми, схожи с овсенями: в них высказывалась просьба об угощении и звучала угроза в случае, если такого не последовало: " Вьюнец - молодец! Подай пряник да яйцо, Да кокурочку еще. А если не подашь, Посажу в коробок, Повезу в городок, Помелом заткну, Клюкой запру, Да не выпущу..."
(Тульцева Л.А. 1978. С. 126)
Типичные вьюнишные песни, исполнявшиеся взрослыми, состоят из трех частей: зачин - обращение с просьбой разрешить окликать молодых, описание того, как окликальщики искали двор и т.п.; основная часть - эпическая, в которой высказывались пожелания благополучия; и заключение - просьба о вознаграждении. Специфической чертой вьюнишных песен является припев типа " Вьюнец молодой, вьюница молодая!" , который и является " окликанием" . В Костромской губ. вьюнишные песни начинались, например, так: " Ты вставай-ка, молодец, Ты вставай, наш вьюнец! Ты расчесывай кудри Костяным гребешком, Уж ты взгляни в окошко Косящатое! Тебе песню поем, Тебе честь воздаем, Награди-ко нас подарком, Сладким пряничком, Белым сахарным" . (Тульцева Л.А. 1978. С. 126)
Или
" О лелю, молодая, о лелю, Ты, вьюная, о лелю, Ты по горнице пройди, о лелю, Покажи свое лицо, о лелю, Да в окошечко, о лелю, Покажи нам молодца, о лелю, Своего-то вьюнца, о лелю, Да пожалуй яичко, о лелю. Еще красненькое, о лелю, Что на белом блюде, о лелю, Да при добрых людях, о лелю!"
(Терещенко А. 1848. Ч. 5. С. 16) Основная часть песен часто содержала мотив дерева, растущего посреди двора молодоженов; особо отмечаются его вершина, середина и корень. С одной стороны, дерево и его описание соотносятся с основными этапами свадебного ритуала и браком (сговор, молодая семья, брачная жизнь), а с другой восходят к образу центра и основы мира в мифологии - мировому древу: " ...Под вершиной деревца Соколы-то гнезда вьют - они яйца несут, А они яйца несут, молодых детушек ведет! Посередь - то деревца пчелы ярые сидят, Пчелы ярые сидят, много меду надышат, Ах, много меду надышат, Много квасу насытят! У комля-то деревца дубовые столы стоят, Дубовые столы стоят - звончатые гусли лежат. Ах, кому в гусли играть, все поигрывать? Ай, вот играть ли не играть Молодому с молодой. Молодому с молодой, Сыну Сергеюшке, сыну Николаевичу, Еще тешить - утешить молоду свою жену, Все Марьюшку, душу Ивановну..."
(Тульцева Л.А. 1978. С. 127)
Являясь частью календарных весенних обрядов, вьюнишник не только знаменовал переход молодых в новую социальную категорию, но также должен был магически повлиять на благополучие в совместной жизни и хозяйстве молодоженов. В некоторых местах Костромской обл. существовало поверье, если в " кликунишно воскресенье" молодую никто не прийдет окликать, она оглохнет.