Фрейя - богиня распрей и забирающая себе погибших[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Колдунья Гулльвейг - Хейд, спровоцировала войну между асами и ванами на пару с Одином (он кидал свое копье). А это тоже Фрейя.
Так, Фрейя в этом становится сходна с Одином. Фрейе, так же как и ему, принадлежат воины, павшие на поле битвы. Даже чертог ее на небе называется Фолькванг - "Поле боя". (Там же, правда, говорится, что палаты ее зовутся - Сессрумнир - "Вмещающий много сидений", и они велики и прекрасны.)
Фолькванг зовется,
там Фрейя решает,
где сядут герои:
поровну воинов,
в битве погибших,
с Одином делит.
(Младшая Эдда)
Таким образом, Фрейя соответствует образу богини любви-и-войны. Как вавилонская Иштар (которая была богиней любви, войны и распрей). Это не казалось неестественным древнему человеку - не зря лучший любовным союзом античной мифологии был союз Ареса и Афродиты (Марса и Венеры). А их дочь зовут - Гармония. Любовь и агрессия сходны в своей страсти. Потому богини любовной страсти могут заниматься еще и провокацией распрей и забиранием убитых с поля боя.
Как богиня, забирающая убитых, Фрейя тут связана с судьбой людей. Не зря ее называют "
дисой ванов". Возможно, она, как и Один, предопределяет судьбу воинов в битве. Фрейя также забирает к себе умерших женщин.
Фрейя - богиня колдовства, или ведьма Хейд Фрейя и есть ведьма Хейд из "Прорицании вёльвы":
21
…Гулльвейг погибла,
пронзенная копьями,
жгло ее пламя
в чертоге Одина,
трижды сожгли ее,
трижды рожденную,
и все же она
доселе живет.
22
Хейд ее называли,
в домах встречая, -
вещей колдуньей, -
творила волшбу
жезлом колдовским;
умы покорялись
ее чародейству
злым женам на радость.
В современных неоязыческих трактовках считается, что трехкратное сожжение и возрождение Гулльвейг - Фрейи - это инициация Фрейи, аналогичная повешению Одина на девять дней на дереве. Один вначале повесился, потом пронзил себя копьем. Гулльвейг - Фрейю же вначале пронзили копьями, а потом сожгли. После этого Гулльвей стала ведьмой Хейд и познала магию сейда. Это обратная сторона богини любви.
Фрейя считается покровительницей магии сейд. Слово seidr означает буквально "
кипение"
, с оттенком сильного возбуждения. Известно, что магия сейд считалась недостойной мужчин и ею занимались большей частью женщины. Возможно, эта практика сопровождалась длительными неконтролируемыми состояниями сознания. Потому мужчины прибегать к ней остерегались. Вряд ли здесь дело в состояниях "
временной слабости, что было неприемлимым для воинов"
, как полагает Фрейя Асвинн. "
Временную слабость"
переживало время от времени большинство воинов неумеренно потребляя пиво и тогдашнюю "
бормотуху"
. Это было сравнительно пристойно. А вот неконтролируемое спонтанное поведение, под влиянием тех или иных методик или даже веществ, могло действительно для тогдашнего мужчины быть неуместным.
Фрейе как богине колдовских превращений соответствует соколиное оперение. Соколиное оперение Фрейи - и ее способность обращаться в эту птицу может символизировать ее способность не только к оборотничеству, но и к смене пола. Ведь сокол - традиционно связан с мужской символикой у индоевропейцев.
В "Песни о Хюндле"есть любопытный эпизод, когда Фрейя приезжает к мудрой великанше, а та ей говорит:
6
…Ты, хитрая Фрейя,
меня испытуешь:
взоры твои
о помощи просят,
ведь милый твой здесь,
на дороге мертвых,
юноша Оттар
Иннстейна сын"
.
7
Фрейя сказала:
"Ошиблась ты, Хюндла,
грезишь во сне ты,
милого нет
на дороге мертвых,
то вепрь сияет
щетиной из золота,
вепрь Хильдисвини,
его мне когда-то
карлики сделали
Даин и Набби.
Здесь предполагается, что Фрейя превратила своего возлюбленного Оттара в вепря с золотой щетинкой, на котором и добралась до Хюндлы.
9
Ангантюр спорит
с юношей Оттаром, -
вальский металл
им служит закладом;
помочь я хочу
юному воину
наследье добыть,
что оставили родичи
10
Алтарь для меня
из камня сложил он,
и камень в стекло
переплавлен теперь;
обагрял он алтарь
жертвенной кровью:
в асиний верил
Оттар всегда.
Оттар служил Фрейе. И теперь Фрейя хочет помочь юноше и выясняет его родословную у Хюндлы. Так Фрейя помогает своим любимцам, превращая их на время в животных, а потом и обратно. Что как не это, лучше всего может символизировать шаманские превращения? А возможно это результат служения Оттара Фрейе и богиня помогает своему почитателю. При этом, служители Фрейи могли считаться как бы возлюбленными богини.
Впрочем, превращение ведьмой мужчины в ездовое (и любое другое) животное - это и классический мифологический сюжет многих народов. Здесь исключением является то, что Фрейя это делает не для собственного удовольствия, а для пользы Оттара.
Итак, сейдом занимались большей частью женщины и некоторые профессиональные колдуны - мужчины. Сейд включал в себя предсказания, по технике близкие к шаманизму и современному спиритизму. О вёльве Торбьорг, практиковавшей подобное, рассказывается в "Саге об Эрике Рыжем"
. "...Торбьорг была прорицательницей, и ее называли "Маленькая Видящая"
. У нее было девять сестер. Все они были прорицательницами, но в живых осталась одна она. Зимой Торбьорг имела обыкновение посещать пиршества: ее приглашали главным образом те, кто хотел узнать либо свою судьбу, либо что им готовит грядущий год."
Очевидно, что практика сейда могла передаваться в некоторых семьях из поколения в поколение, особенно по женской линии. Тем более, что в те давние времена в подобного рода колдовстве (предсказаниях) не видели предосудительного. Говорят, что группы женщин - вёльв, прорицательниц ходили от селения к селению и предлагали свои услуги. Состояние транса провидицы обеспечивалось хором женщин, иногда часами повторявших свою песню. Для шаманских техник Севера вообще характерен женский хор, помогающий шаману или шаманке в путешествии. А Фрейя, по всей видимости, и была покровительницей таких seidhkonar (женщин, практикующих сейд).