Дух-защитник Гэсэр-хан, бурханЗащита от врагов, нападений, восстановление справедливости, возмездие, наказание за зло
Гэсэ́р-хан в мифологии алтайских, бурятских, монгольских народов и народов Тибета - ниспосланный небом культурный герой - Сын Неба, небесный всадник, бог войны (покровитель воинов) и царь-избранник, очищающий землю от чудовищ и демонов. Как первый человек, спустившийся с неба, Гэсэр восходит к добуддийской, бонской традиции.
В культовой практике Гэсэр как универсальное охранительное божество (подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэр иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме из облаков и туманов.
Порунка:Призывание Абая Гэсэра
с возжиганием благовоний (Санг Гэсэру):Ом маахан! Ом маахан! Ом маахан!
Тебя из красного рода,
Тебя с красно-коричневым ликом,
С золотистым чубом,
С одним лицом и двумя дланями,
Со стрелой со знаком громовой птицы
в правой руке,
С луком со знаком тигра
в левой руке,
Со шлемом, подобным солнцу,
Со щитом, подобным луне,
у тебя на спине,
С латами, подобными звездам, на твоем теле,
С острым мечом знаний в твоей длани,
С седлом, усыпанным лазуритом,
На своем гнедом коне Бэльгэне,
Праведного Гэсэр-хана,
Я призываю тебя в сей миг с твоей чистой земли!
Абаю Гэсэру с (могущественным) именем,
С твоими тридцатью воинами,
С твоими тремястами шестьюдесятью
предводителями твоей рати, я призываю тебя!
Я собираю естество сотен миллионов существ,
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Я подношу можжевельник, сандал, азалию,
шалфей, богородскую траву и багульник,
Я подношу это владыке десяти сторон света,
Великодушному Гэсэр-хану.
Тебе, завоевавшему весь мир,
Хубилгаану верхнего тэнгри,
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Тебе, повелевающему
всеми бурханами в своем верхнем теле,
Тебе, властвующему
над восемью лусами и духами гор,
Гэсэр-хану я приношу очистительную жертву.
Тебе, сокрушившему диких демонов,
Могущественному Гэсэр-хану -
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Дабы дела веры и государства не были порушены,
Я совершаю подношение
Гэсэру (могущественного) имени.
Тому, кто искореняет и уничтожает врагов,
Кои расстраивают веру и государство,
Гэсэр-хану я приношу очистительную жертву.
При угрозе огня ты подобен воде,
При угрозе ветра ты подобен горе,
При угрозе воды ты подобен челну,
Перед лицом врага ты подобен удару молнии,
Тебе, устрашающий Гэсэр-хан,
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
В пору соперничества ты податель коня-ветра,
В пору пускания стрел ты податель меткости,
В пору сражения ты податель дополнительных сил,
Тебе, великодушный Гэсэр-хан,
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Ты придал резвости моему любимому коню,
Ты обратился в дух моего слабого тела,
Ты защитил меня подобно шапке,
Ты величественно следовал за мной подобно тени,
Тебе, великодушному благочестивому Гэсэр-хану
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Тому, кто правит кроваво-красным конем
на красной скале,
Хубилгану (Дайчин-тэнгри)
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Тем, у кого желтый пес идет впереди и есть летающий ворон,
Я поклоняюсь девяти Далха-тэнгри знамени,
Стражу безграничной власти белой стороны света,
Владыке Горы Дунцзин Гарабуу
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Тэнгриям, духам воды и природным духам сего гористого мира
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Дайн Дерхе несравненной силы и его соратникам
Я приношу чудную чистую жертву для очищения.
Сотри врагов государства.
Уничтожь врагов веры.
Ниспошли нам мир и счастье.
Пусть конь-ветер крепнет.
Пусть буян растет.
В делах даруй ведовскую силу
для увеличения прибыли,
В наших поездках даруй возможность для выгоды.
На охоте дай нам отыскать дичь,
А седельные луки пусть не пустуют.
Прошу, чтобы все это свершилось быстрее.
Ги ги суу суу лха-а и луу
Гунду сараван дуу дуу хум.
Бажар аюки сууха.
Мангалам.
Призывания Абая Гэсэра проводятся по особым поводам. К ним прибегают для борьбы с засухой, моровой болезнью, с целью отвести беду от сородичей и пр.
Обращайтесь к нему, сосредоточившись; зажгите траву в курильнице и поднесите ему священный дым, когда будете призывать его со всем почтением.
Данное призывание именуется словом санг, означающим “чтение при возжигании травы или благовоний для привлечения внимания духа”.