[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Большинство стран и народов, активно использующих амулеты и талисманы, являются языческими по мировоззрению. Как правило, это отсталые народы, у которых сильна вера в магическое. Очень большую силу и власть здесь имеют местные колдуны. Чаще всего они и занимаются изготовлением амулетов и талисманов. Так, в африканской стране Мозамбик амулетом считается какая-нибудь замысловатая причудливая вещица, врученная человеку колдуном. Просто так амулет не дается. Сначала надо «записаться» на прием колдуну, рассказать, что тебя беспокоит, гнетет. Тот внимательно выслушивает всю историю, что-то уточняет, спрашивает, наконец сообщает «диагноз». Как правило, «диагноз» содержит предостережение о том, что кто-то замыслил худое против «больного». Чтобы плохое не осуществилось, колдун вручает визитеру амулет, который нужно бережно хранить.
Давным-давно в эпоху палеолита (отряд «хомо сапиенс») люди «увлекались» наскальной живописью. Нельзя сказать, что это увлечение носило эстетический характер, скорее у наскальных рисунков была магическая функция. Что рисовали и чего хотели добиться древние люди? Давайте подробно рассмотрим типы рисунков. Если рисовали различных животных, то это значило, что человек хотел их покорить, таким образом он боролся со своим инстинктивным страхом перед диким зверем. Когда объектом изображения становились сцены охоты, травли зверя, рыбной ловли и т. д. древний человек хотел приманить себе удачу в делах. Как видно, наскальная живопись выполняла функции талисманов. Говоря точнее, наскальная живопись является не чем иным, как зачатком развития талисманов.
К эпохе палеолита относятся творения древних мастеров – женские фигурки, которые изображались следующим образом: чрезмерно полные, с ярковыраженными бедрами, грудью, но без лица. Эти изваяния делались без ступней, чтобы их было удобно вставлять в землю. Ученые склонны усматривать в фигурках средоточение магической силы, в частности процесс их установления расценивался древними людьми как надежда обратить на себя внимание богов, заручиться их поддержкой в супружеской жизни. Женские статуэтки (чаще – Венеры) – это не совсем обычный талисман, он гораздо сильнее его, поскольку идет обожествление матери-прародительницы. Таким образом, древний человек ставил этот талисман на всю жизнь и для всей жизни, чтобы она была счастливая, богатая, здоровая.
В эпоху неолита (4500–3500 гг. до н. э.) женским скульптурам придавалось меньшее значение;
точнее говоря, спектр их деятельности немного сузился. Изменился, естественно, и сам облик. Земледельцы воссоздавали женщину в окружении растений, животных. Талисман для беременных изображал будущую мать в положении родов – на корточках. Теперь фигурки ставились дома – для того, чтобы защищать домашний очаг, хранить его тепло. Кроме того, считалось, что эта статуэтка покровительствует беременным и помогает им во время родов. Эти же изваяния можно было выносить в поле, ставить их там. Считалось, что они обеспечивают максимальный сбор урожая и защищают домашних животных от болезней и падежа.
В седьмом тысячелетии до нашей эры древние мастера лепили глиняных жаб и делали их из камня. Считалось, что эти амулеты предохраняли человека от непогоды.
Древние римляне верили, что изображение сов может уберечь от сглаза и порчи. Для этой цели римляне вешали у себя в домах панно из мозаики, на которых обязательно были изображены совы.
Древние иудеи верили в Лилит – существо, которое было сделано из земли раньше Евы, в помощь Адаму. Но Лилит была очень упрямой, она не желала подчиняться Адаму и вскоре убежала из Эдема. Ее побег преследовали три ангела: Семангелаф, Сансанви и Санви. Лилит стала производительницей демонов;конечно, в Эдем она больше не вернулась. Считалось, что она поедает новорожденных мальчиков. Иудейки верили, что ночами Лилит может напасть на детей, поэтому они защищали их следующим образом: вокруг колыбели или кроватки мать очерчивала магический круг-оберег. На дверях писали имена трех ангелов – преследователей Лилит. Чертили углем на полу: «Адам и Ева, но не Лилит».
В Древнем Риме существовали священные метелки (вспомните веник, которым пользуются русские люди для отпугивания ведьм), которые использовались повивальными бабками в целях отпугивания злых духов. Перед родами повивальная бабка обметала порог дома, где лежала роженица. Вообще метла символизирует уют домашнего очага, поэтому она использовалась для очищения пространства от злых сил.
В Риме, когда там жил Иисус, верили в стригов. Кто это? Стриги – это очень злые создания, обликом схожие с совой: огромная голова, острые когти и громадный клюв превращали их в омерзительных существ. По преданию, стриги являлись супругами трехглавой Гекаты. Стриги занимались тем, что пожирали внутренности маленьких детей, оставленных без присмотра. Именно поэтому возникла необходимость в оберегах, которые бы защищали детей от появления этих демонов. Родители должны были сорвать веточку земляничного дерева, провести ею вдоль двери комнаты, в которой находился ребенок. А у окна надо положить маленькую веточку боярышника колючего. Кроме этого стригов можно было обмануть – подсунуть им внутренности какого-нибудь животного и сказать: «Стриги, стриги, пощадите моего ребенка! Вот вам животное, принесенное в жертву, оно умрет вместо дитяти».
В Южной Африке в деревеньках существуют амулеты для всего рода. Около каждого домика в землю втыкаются колышки, рядом кладется несколько деревянных колечек. В изготовлении колечек принимает участие весь род: женщины, мужчины и дети. Дерево для изготовления колец обязательно выбиралось местное. Перед тем как срубить его, все люди просили прощения за то, что вынуждены так поступить для защиты людской. Считается, что подобный амулет спасает все селение от огня, пожаров, наводнений, а также от смерти и страшных болезней.
В той же Южной Африке для предохранения своего дома развешивают пучками лианы-вьюнки, а под крышу вешают гирлянды, свитые из лиан. Считается, что лиана обладает магическими свойствами, поэтому ее ветви срываются всем племенем и без просушки размещаются в каждом доме. Лиана оберегает дом и его обитателей от несчастных случаев (пожара, краж), а также от болезней и горя.
У африканцев существует четкое разделение амулетов на мужские, женские и детские. Не дай боже, чтобы кто-нибудь невзначай перепутал и случайно надел не свой амулет. В этом случае человек подвергался наказанию всем родом. Наказание могло быть таким: краткосрочное (на два-три дня) изгнание из рода, задание принести выкуп – убить в одиночку какое-нибудь крупное животное.
В Австралии амулетами считаются высушенные части тела некоторых животных. Так, в ходу у некоторых аборигенов были позвоночник лошади, лапа ласки, зубы некоторых крупных хищников. Обычай наделять магической силой эти предметы идет от тотемизма, когда люди верили в существование сверхъестественной кровной связи между людьми и каким-то родом животных. Что характерно: для того чтобы стать обладателем какого-то амулета, животное нельзя было убивать. Этим действием можно было прогневить весь род животного. Ждали, когда животное погибнет само, тогда брали какую-то его кость. Либо четвероногих зверей убивали «с их разрешения» (обращались к ним с речами), а для этого отводились специальные дни, в которые животных надо было умерщвлять и есть их, чтобы приобщиться к своим корням.
Браслеты на руках и ногах носят женщины и мужчины в Австралии. Туземцы верят, что они замыкают их тело и душу, не давая проникнуть туда злым чарам. Из чего делают браслеты? В ход идут подручные материалы: местные травы и деревья, которые, по поверью, обладают магической функцией защищать и оберегать человека от зла.
В древнее время на территории сегодняшней Африки существовал обычай «привязывать душу». В то время существовала вера в то, что душа может покинуть тело человека, поэтому ее необходимо было чем-то привязать, что и делали с помощью амулетов-украшений: браслетов, ожерелий, колец, корон, повязок. Почему именно эти предметы считались амулетами? Дело в том, что эти предметы располагались на таких местах, где можно было расслышать пульс. По поверью древних людей, именно там душа проявляет свое житие. В качестве «привязок» использовались: деревянные браслеты и серьги, кольца;
кроме дерева, находили применение металлы (медь, золото и серебро), а также камни.
Жители Центральной и Средней Азии очень любят такой ароматный напиток, как чай. Они обязательно заваривали его в ...медных чайниках. Это было обусловлено тем, что такой чайник выполнял роль своеобразного амулета, хранящего от проникновения злых духов в человека посредством пищи. Считалось, что медь способна убивать отравляющие элементы, которые могли присутствовать в напитке.
Женщины в Бирме надевают в качестве амулетов медные украшения-кольца. Причем, эти кольца можно увидеть на запястьях, на щиколотках, а также на талии. Полагали, что таким образом надежно защищены от проникновения злого духа. Что характерно, украшения эти нельзя снимать, а между тем их вес в совокупности достигает чуть ли не 10 кг!
Тибетские женщины носят на среднем пальце золотое или серебряное колечко, которое обладает силой противостоять внешнему и внутреннему злу. Не путайте с обручальным кольцом! Колечко тибетских женщин обязательно освящается в храме ламой. Снимать его ни в коем случае нельзя.
В Древнем Китае и женщины и мужчины носили медные амулеты-украшения: серьги, браслеты, кольца. Утверждали, что амулеты, украшающие определенные места, предохранят своего владельца от воздействия злых духов.
Очень интересно проследить за тем, какие амулеты носили индейские племена. К примеру, индейцы-шуары носили в ушах подвески с палочками из бамбука, которые предохраняли их от воздействия злых духов. Апачи надевали на себя некоторые элементы тела убитых ими животных – клыки и зубы медведей гризли, глаза крокодилов и т. д. Считалось, что, надевая на себя подобный трофей, заручаешься силой и поддержкой убитого зверя. Знаменитые головные оперенья тоже в какой-то мере можно расценивать как талисманы. Известно, что чем больше перьев носит индеец, тем он сильнее, удачливее и богаче, он пользуется наибольшим почетом у своих соплеменников. Ведь каждое перо должно было доставаться самим человеком у орла, что было сопряжено со многими трудностями (влезание на скалу, где гнездится орлиное семейство).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]