Для сознания славян характерно последовательное сближение дерева и храма как священных мест, где совершались обряды. Об этом свидетельствуют многочисленные предания, легенды.
Дубы, Вязы и другие крупные (могучие) деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и вообще наносить дереву какой-либо ущерб: нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья, согласно поверьям, оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» окрестностей — сел, домов, колодцев, озёр, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.
В славянском фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания.
Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами:НАВЬ,ЯВЬ,ПРАВЬ.
Согласно поверьям, дерево — это тот путь, по которому осенью змеи уходят в Ирий-сад, (Вырий, Вирий)
Дерево, как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира — общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью,в частности, обрядовую фразеологию («уйти в кокорье», «глядець у дуба», «дубеть» и др.в значении «умереть, умирать»),поминальные игры, имитирующие лазание по стволу, поверья о русалках (умерших девушках или детях), спускающихся с деревьев на землю и по окончании её тем же способом возвращающихся на «тот свет»
В основе многих поверий и обрядов лежат представления о тесной связи между человеком и ДЕРЕВОМ, о соотнесённости их судеб и жизненных этапов.В частности, запреты рубить определённые породы деревьев, обусловленные ВЕРОЙ в то, что ДЕРЕВО, как и человек, должно умереть само: «Топором рябину нельзя сечь — пока не засохнет сама своею смертью».
ДЕРЕВО (как и растение вообще) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол соответствует туловищу, ветки — рукам или «детям», сок — крови и т.п. Есть «мужские» и «женские» деревья («береза» — «березун», «дубица» — «дуб»)и по форме (у «берёзы» ветки распускаются в сторону, у«березуна» — вверх). При рождении ребёнка для него сажают ДЕРЕВО, веря, что ребёнок будет расти так же, как развивается ДЕРЕВО;
соответственно высохшие или вывороченные с корнем ДЕРЕВЬЯ предвещают человеку смерть. Вместе с тем вне которых поверьях рост ДЕРЕВА вызывает истощение человека и приводит к его гибели. У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные ДЕРЕВЬЯ (дуб, каштан, ель), т.к.считалось, что если ДЕРЕВО перерастёт посадившего его человека, то он умрёт, а если перерастёт дом-то умрёт хозяин или погибнет вся семья. У южных славян запрещалось сажать орешник, т.к. верили, что как только его ствол сравняется по толщине с шеей человека, ею посадившего, или орех даст первые плоды, человек умрёт.
ДЕРЕВО — это место обитания различных мифологических персонажей: русалки,например, живут на березах, черт сидит в корнях бузины, и в проклятых деревьях (черт в осине). В былинах, повествующих о сборищах ведьм, устраиваемых в«купальскую"
ночь, шабаш обычно происходит на горе или на дереве. Под такими деревьями нельзя спать, ломать их ветки и т.п., иначе демоны накажут человека, нашлют на него болезни и несчастья. Наиболее же известен запрет стоять под деревом во время грозы, поскольку громовержец Перун,преследуя прячущегося под деревом змея,черта и др. нечистую силу, может поразить и само дерево, и стоящего под ним человека.
[url=http:
//firepic.
org/:138hspbi]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение][/url:138hspbi]