Сумрачные дали

обучение магии, гаданию на картах, рунах, восстановление семьи, защиты, чистки, привороты, диагностика негатива, рунические ставы, талисманика, мусульманская магия
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  ВходВход  

Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
» ПОСЛЕДНЯЯ ЦИФРА ГОДА ВАШЕГО РОЖДЕНИЯ РАСКРОЕТ ТАЙНУ ВАШЕЙ ЖИЗНИ..
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyВс Окт 11, 2020 3:34 am автор тётя соня

» Г. Никульникова «Учебное пособие по таро»
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyСр Мар 11, 2020 3:26 pm автор Svetlana S

» Соболь. Обретение любви.
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyСр Мар 11, 2020 3:25 pm автор Svetlana S

» Литература по картам Таро
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyВс Мар 08, 2020 3:05 pm автор Svetlana S

» Чистка денежного канала
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyВс Янв 26, 2020 10:39 am автор Svetlana S

» "Длинная деньга" обряд на устойчивый финансовый поток
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyПн Июн 17, 2019 3:59 pm автор тётя соня

» ОБЕРЕГ НА СЕБЯ
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyСр Янв 23, 2019 5:33 pm автор Счастливая

» 18 января Святое Богоявление. Крещение Господне
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyПт Янв 18, 2019 6:03 am автор светлана25

» Хорарная астрология и Таро
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyСр Ноя 21, 2018 6:42 pm автор Angel334-76

Фазы луны
Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)
Февраль 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   
КалендарьКалендарь
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 8, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 8 :: 1 поисковая система

Нет

Больше всего посетителей (169) здесь было Сб Май 14, 2022 2:49 pm
Самые активные темы
ПОБОЛТАЕМ? общение на любые темы
БЕСЕДЫ В СУМРАКЕ
БЕСЕДЫ В СУМРАКЕ
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ПРЕДСТАВЬТЕСЬ!
Приглашаю на чашечку ароматного кофе!!!!
КАКИМИ Я ВИЖУ НАШИХ ФОРУМЧАН?
живое /неживое треннинг
СТИХИ, КОТОРЫЕ ЗАПОМНИЛИСЬ...
Расклад на вопрос
Сумрачные дали
ВНИМАНИЕ !!!!!!


МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ,ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.

статистика
Openstat
яндекс метрика
Яндекс.Метрика
раскрутка сайта
бесплатная раскрутка сайта
Карта сайта
лента


 

 Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение

Перейти вниз 
АвторСообщение
Adora

avatar


Сообщения : 2243
Дата регистрации : 2013-09-27
Возраст : 47
Откуда : Одесса

Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение Empty
СообщениеТема: Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение   Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение EmptyЧт Мар 26, 2015 11:44 am

Обряд, который "
замыкал"
весну и "
отмыкал"
лето. Был приурочен к Егорьеву дню, пасхальной неделе или Вознесению. Включал ритуальное захоронение женщинами стрелы (сулы) в защитных и репродуктивных целях.




Вождение стрелы/сулы
Вождение стрелы/сулы (водить стрелу, гнать стрелу, бягить сула, закапывать стрелу) - весенне-летний обряд, типологически близкий, но не идентичный, ритуалам "
проводов"
/"
похорон"
мифологических персонажей: русалки, Костромы и т.п. (см. Проводы русалки, Похороны Костромы), подобно многим из них, он имел пограничный характер: "
замыкал"
весну и "
отмыкал"
лето, что предопределило его полисемантичность и полифункциональность.

Название обряду дал зачин хороводной песни "
Да й пашла стрэла да и вдоль села"
, "
Да лети, стрела, да и вдоль села"
или "
Ой бягить сула да й удоль села"
, известной гораздо более широко, чем он сам. При этом "
стрелой"
называлось не только шествие, но и песня, сопутствовавшая ему, а также группа исполнительниц и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле. В некоторых локальных с аналогичным значением использовался термин "
сула"
, также обозначавший в местном диалекте метательное оружие: сула/сулица - это копье, рогатина, клюка, дубина или палица.

Территория распространения "
вождения стрелы"
четко ограничена регионом Восточного Полесья, но оттуда обряд был перенесен в Молдавию, и поэтому известен также у некоторых групп русских переселенцев. В русско-белоруско-украинском пограничье - Брянской, Гомельской и Черниговской обл. - обряд бытовал только в среде автохтонного населения;
старообрядцы, переселившиеся в этот регион в 18 в., считали его проведение грехом. Одной из наиболее распространенных версий песни, сопутствовавшей обряду на русско-белоруско-украинском пограничье, можно назвать следующую:
"
Як пущу стрелу да й удоль сяла
Ой и ой лели, да й удоль ся...У!
Як уб'е стрела добра молайца
Ой и ой лели, добра молай...У!
Па том молайцу некаму плакаци
Ой и ой лели, некаму плака...У!
Матка старэнька, сястра маленька
Ой и ой лели, сястра малень...У!
Жона молода, кала города
Ой и ой лели, кала гора...У!
Дзеци дробныя да усе родныя
Ой и ой лели, да усе родны...У!
Дзе матка плача - там калодзеси
Ой и ой лели, там калодзе...У!
Дзе сястра плача - там рэчки цякуць
Ой и ой лели, там рэчки ця...У!
Дзе жона плача - там расы нема
Ой и ой лели, там не...У!"

(гомельск., Гусев В.Е. 1986. С. 71)

"
Вождение стрелы"
у русских было приурочено к разным датам: Егорьеву дню, Пасхе, Пасхальной неделе или Вознесению - и часто связывалось с ритуальным обходом полей, проведыванием всходов. Изначально, судя по более развернутому белорусскому варианту обряда, "
вождение стрелы"
сочеталось с ее "
похоронами"
, но у русских в большинстве случаев обряд имел редуцированную форму - "
вождения"
- шествие по селу с пением песни, вождение хоровода, и лишь в некоторых местах Брянской обл. были известны "
похороны"
- закапывание в поле каких-либо предметов, принадлежавших женщинам - участницам обряда.

У русских старообрядцев в Молдавии девушки и молодые женщины начинали "
гнать стрелу"
на второй - третий день после Пасхи, в само пасхальное воскресенье это считалось грехом, тогда пелись только церковные песнопения. Все жительницы села собирались группами, каждая на своей улице, и под пение "
Ты лети стрела, да вдоль села"
медленно шли за околицу к поляне, месту молодежных гуляний. "
На стреле"
участницы выстраивались цепочкой вдоль улицы, держась за платочки. Первые две делали "
воротики"
, под которыми проходила вся цепочка, пока первые не становились последними, и все начиналось заново уже с другой парой во главе шествия. Пока хоровод таким способом продвигался вдоль улицы к поляне, т.е. пока "
гнали стрелу"
, пели только одну указанную выше песню. По пути шествия первой группы к ней на каждом перекрестке присоединялись такие же новые. Когда шествие достигало поляны, женщины разделялись для вождения хороводов на небольшие компании по 10-12 человек по возрасту. Таким образом "
гнали стрелу"
в течение шести недель, вплоть до Вознесения. В данном случае обряд претерпел значительные изменения по сравнению со своим изначальным прототипом и превратился в одну из особенностей весенних хороводов.

Более архаичным представляется проведение ритуала "
вождения стрелы"
в месте его исконного бытования - на западе Брянской обл. В день Вознесения после обеда участницы обряда, собравшись в группы, выстраивались в шеренгу во всю ширину улицы и, взявшись за руки, с пением "
стрелы"
отправлялись к центру села, на "
рынок"
. Каждая группа исполняла один и тот же напев, но со своими словами, не согласуясь с другими, поэтому над селом стояло "
гукание вразнобой"
- перекличка. Соединившись в центре села, женщины водили хоровод, после чего уже все вместе снова вставали в шеренгу и "
вели стрелу"
далее, за село, при этом по дороге к ним присоединялись запоздавшие группы. Вдоль улицы, по которой двигалось шествие, для его участников выставлялись столы с угощением. В других деревнях "
сулу"
- женщин, ходивших по селу с хороводными песнями, каждая хозяйка обязательно должна была пригласить к себе и угостить, за это "
сула"
поднимала хозяйку на руки как можно выше.

После хороводов на площади характер движения "
общей стрелы"
несколько менялся: кроме пения уже названной песни, женщины иногда плясали и пели частушки под аккомпанемент гармошки и бубна, среди них появлялись ряженые - "
дед"
и "
баба"
, которые собирали дань со всех встречных. "
Дед"
нес в руке хворостину или кнут, которым хлестал всех, кто попадался под руку, особенно детей, собранные гостинцы и деньги он укладывал в холщовую сумку, висевшую у него на боку. В какой-то момент "
баба"
отбирала у него сумку и на глазах у всех принималась пересчитывать деньги.

Заканчивалось шествие, когда "
стрела"
приходила в поле с житом. Одна из наиболее уважаемых женщин отделялась от группы и закапывала или просто клала на землю хлеб и денежку, ленточки или какую-либо другую личную вещь, затем она произносила молитву и желала всем благополучия и хорошего урожая. Иногда какую-нибудь свою вещь на поле закапывала каждая из женщин. В некоторых случаях в землю закапывалась ленточка ("
стрела"
), принадлежавшая обязательно девушке. Кое-где на Брянщины термины "
откапывание стрелы"
и "
закапывание"
относились не к элементу обряда, а к периоду пения соответствующей песни. Так в Великдень (Пасху), когда песню начинали петь - "
стрелу откапывали"
, а на Вознесение, когда в последний раз водили хоровод и, нарвав траву, бросали ее через голову - "
закапывали"
.

Спев последнюю песню, участницы обряда и многочисленные зрители расходились по домам праздновать. Часто, направляясь в поле, женщины пели весенние песни, а, возвращаясь - летние, в этом отражалась пограничная сущность обряда, отделявшего весну от лета.

Обрядовый смысл "
вождения стрелы"
тесно связан с аграрной продуцирующей магией. Недаром он чаще всего был приурочен к первому выходу в поля для проведывания всходов. Увеличению урожайности должно было способствовать и вождение хороводов на ниве, и закапывание на ней мелких предметов, принадлежащих женщинам, и перекатывание по полю, которым часто завершался обряд. Завершавшее обряд закапывание "
стрелы"
воспринималось народным сознанием также как средство, способствующее богатому урожаю. В то же время, по мнению ряда исследователей, "
стрела"
или "
сула"
, о которой шла речь в сопровождавшей ритуал песне, символизировала молнию, а слезы, проливаемые по сюжету песни женщинами, - дождь, поэтому и сам обряд связывался с вызовом дождя и одновременно должен был защитить как урожай, так и участниц обряда от молнии. На эту цель в частности преследовало ритуальное "
захоронения стрелы"
: "
Чтобы молния не убила"
, "
чтобы на лето отвести грозу от деревни"
, "
чтобы жито не сгорело"
(гомельск.;
Гусев В.Е. 1986. С. 67).

В некоторых местах женщины заканчивали шествие не во ржи, а в поле, засеянном льном: взявшись за руки, "
бегали в полотно всем селом с конца в конец"
в течение всей пасхальной недели. Крестьяне говорили, что это необходимо, "
чтобы лен родил"
, "
чтобы лен был хороший"
. При этом и само шествие вдоль села часто служило этой цели. Женщины, взявшись за руки попарно, растягивались вдоль улицы, имитируя "
долгий"
лен или длинное льняное полотно: "
Бегали вдоль села, як полотно длинно"
(Гусев В.Е. 1986. С. 68). В устраиваемые вслед за шествием хороводе разыгрывалось прядение, крестьянки говорили: "
Куделы вынесуть и прядуть в карагоде"
, играя в широко распространенную у русских хороводную игру "
Дрема дремле"
.

Одной из локальных особенностей обряда было ряженье. В разных местах сопутствующая обряду имитация обходов дворов нищими и сбор подаяния, подобно тому, как это происходило при обходе волочебников (см. Волочебный обход), исполнялась наряженной в лохмотья молодежью обоего пола или только девушками и женщинами, одними девушками, парнями или детьми. По всей видимости, ряженье перешло в обряд "
вождение стрелы"
из Святок и Масленицы и имело сходное значение.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Сумрачные дали :: СЛАВЯНСКАЯ МАГИЯ :: РИТУАЛЫ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА-
Перейти: