обучение магии, гаданию на картах, рунах, восстановление семьи, защиты, чистки, привороты, диагностика негатива, рунические ставы, талисманика, мусульманская магия
МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ,ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение
Автор
Сообщение
Adora
Сообщения : 2243 Дата регистрации : 2013-09-27 Возраст : 48 Откуда : Одесса
Тема: Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение Чт Мар 26, 2015 11:44 am
Обряд, который " замыкал" весну и " отмыкал" лето. Был приурочен к Егорьеву дню, пасхальной неделе или Вознесению. Включал ритуальное захоронение женщинами стрелы (сулы) в защитных и репродуктивных целях.
Вождение стрелы/сулы Вождение стрелы/сулы (водить стрелу, гнать стрелу, бягить сула, закапывать стрелу) - весенне-летний обряд, типологически близкий, но не идентичный, ритуалам " проводов" /" похорон" мифологических персонажей: русалки, Костромы и т.п. (см. Проводы русалки, Похороны Костромы), подобно многим из них, он имел пограничный характер: " замыкал" весну и " отмыкал" лето, что предопределило его полисемантичность и полифункциональность.
Название обряду дал зачин хороводной песни " Да й пашла стрэла да и вдоль села" , " Да лети, стрела, да и вдоль села" или " Ой бягить сула да й удоль села" , известной гораздо более широко, чем он сам. При этом " стрелой" называлось не только шествие, но и песня, сопутствовавшая ему, а также группа исполнительниц и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле. В некоторых локальных с аналогичным значением использовался термин " сула" , также обозначавший в местном диалекте метательное оружие: сула/сулица - это копье, рогатина, клюка, дубина или палица.
Территория распространения " вождения стрелы" четко ограничена регионом Восточного Полесья, но оттуда обряд был перенесен в Молдавию, и поэтому известен также у некоторых групп русских переселенцев. В русско-белоруско-украинском пограничье - Брянской, Гомельской и Черниговской обл. - обряд бытовал только в среде автохтонного населения; старообрядцы, переселившиеся в этот регион в 18 в., считали его проведение грехом. Одной из наиболее распространенных версий песни, сопутствовавшей обряду на русско-белоруско-украинском пограничье, можно назвать следующую: " Як пущу стрелу да й удоль сяла Ой и ой лели, да й удоль ся...У! Як уб'е стрела добра молайца Ой и ой лели, добра молай...У! Па том молайцу некаму плакаци Ой и ой лели, некаму плака...У! Матка старэнька, сястра маленька Ой и ой лели, сястра малень...У! Жона молода, кала города Ой и ой лели, кала гора...У! Дзеци дробныя да усе родныя Ой и ой лели, да усе родны...У! Дзе матка плача - там калодзеси Ой и ой лели, там калодзе...У! Дзе сястра плача - там рэчки цякуць Ой и ой лели, там рэчки ця...У! Дзе жона плача - там расы нема Ой и ой лели, там не...У!"
(гомельск., Гусев В.Е. 1986. С. 71)
" Вождение стрелы" у русских было приурочено к разным датам: Егорьеву дню, Пасхе, Пасхальной неделе или Вознесению - и часто связывалось с ритуальным обходом полей, проведыванием всходов. Изначально, судя по более развернутому белорусскому варианту обряда, " вождение стрелы" сочеталось с ее " похоронами" , но у русских в большинстве случаев обряд имел редуцированную форму - " вождения" - шествие по селу с пением песни, вождение хоровода, и лишь в некоторых местах Брянской обл. были известны " похороны" - закапывание в поле каких-либо предметов, принадлежавших женщинам - участницам обряда.
У русских старообрядцев в Молдавии девушки и молодые женщины начинали " гнать стрелу" на второй - третий день после Пасхи, в само пасхальное воскресенье это считалось грехом, тогда пелись только церковные песнопения. Все жительницы села собирались группами, каждая на своей улице, и под пение " Ты лети стрела, да вдоль села" медленно шли за околицу к поляне, месту молодежных гуляний. " На стреле" участницы выстраивались цепочкой вдоль улицы, держась за платочки. Первые две делали " воротики" , под которыми проходила вся цепочка, пока первые не становились последними, и все начиналось заново уже с другой парой во главе шествия. Пока хоровод таким способом продвигался вдоль улицы к поляне, т.е. пока " гнали стрелу" , пели только одну указанную выше песню. По пути шествия первой группы к ней на каждом перекрестке присоединялись такие же новые. Когда шествие достигало поляны, женщины разделялись для вождения хороводов на небольшие компании по 10-12 человек по возрасту. Таким образом " гнали стрелу" в течение шести недель, вплоть до Вознесения. В данном случае обряд претерпел значительные изменения по сравнению со своим изначальным прототипом и превратился в одну из особенностей весенних хороводов.
Более архаичным представляется проведение ритуала " вождения стрелы" в месте его исконного бытования - на западе Брянской обл. В день Вознесения после обеда участницы обряда, собравшись в группы, выстраивались в шеренгу во всю ширину улицы и, взявшись за руки, с пением " стрелы" отправлялись к центру села, на " рынок" . Каждая группа исполняла один и тот же напев, но со своими словами, не согласуясь с другими, поэтому над селом стояло " гукание вразнобой" - перекличка. Соединившись в центре села, женщины водили хоровод, после чего уже все вместе снова вставали в шеренгу и " вели стрелу" далее, за село, при этом по дороге к ним присоединялись запоздавшие группы. Вдоль улицы, по которой двигалось шествие, для его участников выставлялись столы с угощением. В других деревнях " сулу" - женщин, ходивших по селу с хороводными песнями, каждая хозяйка обязательно должна была пригласить к себе и угостить, за это " сула" поднимала хозяйку на руки как можно выше.
После хороводов на площади характер движения " общей стрелы" несколько менялся: кроме пения уже названной песни, женщины иногда плясали и пели частушки под аккомпанемент гармошки и бубна, среди них появлялись ряженые - " дед" и " баба" , которые собирали дань со всех встречных. " Дед" нес в руке хворостину или кнут, которым хлестал всех, кто попадался под руку, особенно детей, собранные гостинцы и деньги он укладывал в холщовую сумку, висевшую у него на боку. В какой-то момент " баба" отбирала у него сумку и на глазах у всех принималась пересчитывать деньги.
Заканчивалось шествие, когда " стрела" приходила в поле с житом. Одна из наиболее уважаемых женщин отделялась от группы и закапывала или просто клала на землю хлеб и денежку, ленточки или какую-либо другую личную вещь, затем она произносила молитву и желала всем благополучия и хорошего урожая. Иногда какую-нибудь свою вещь на поле закапывала каждая из женщин. В некоторых случаях в землю закапывалась ленточка (" стрела" ), принадлежавшая обязательно девушке. Кое-где на Брянщины термины " откапывание стрелы" и " закапывание" относились не к элементу обряда, а к периоду пения соответствующей песни. Так в Великдень (Пасху), когда песню начинали петь - " стрелу откапывали" , а на Вознесение, когда в последний раз водили хоровод и, нарвав траву, бросали ее через голову - " закапывали" .
Спев последнюю песню, участницы обряда и многочисленные зрители расходились по домам праздновать. Часто, направляясь в поле, женщины пели весенние песни, а, возвращаясь - летние, в этом отражалась пограничная сущность обряда, отделявшего весну от лета.
Обрядовый смысл " вождения стрелы" тесно связан с аграрной продуцирующей магией. Недаром он чаще всего был приурочен к первому выходу в поля для проведывания всходов. Увеличению урожайности должно было способствовать и вождение хороводов на ниве, и закапывание на ней мелких предметов, принадлежащих женщинам, и перекатывание по полю, которым часто завершался обряд. Завершавшее обряд закапывание " стрелы" воспринималось народным сознанием также как средство, способствующее богатому урожаю. В то же время, по мнению ряда исследователей, " стрела" или " сула" , о которой шла речь в сопровождавшей ритуал песне, символизировала молнию, а слезы, проливаемые по сюжету песни женщинами, - дождь, поэтому и сам обряд связывался с вызовом дождя и одновременно должен был защитить как урожай, так и участниц обряда от молнии. На эту цель в частности преследовало ритуальное " захоронения стрелы" : " Чтобы молния не убила" , " чтобы на лето отвести грозу от деревни" , " чтобы жито не сгорело" (гомельск.; Гусев В.Е. 1986. С. 67).
В некоторых местах женщины заканчивали шествие не во ржи, а в поле, засеянном льном: взявшись за руки, " бегали в полотно всем селом с конца в конец" в течение всей пасхальной недели. Крестьяне говорили, что это необходимо, " чтобы лен родил" , " чтобы лен был хороший" . При этом и само шествие вдоль села часто служило этой цели. Женщины, взявшись за руки попарно, растягивались вдоль улицы, имитируя " долгий" лен или длинное льняное полотно: " Бегали вдоль села, як полотно длинно" (Гусев В.Е. 1986. С. 68). В устраиваемые вслед за шествием хороводе разыгрывалось прядение, крестьянки говорили: " Куделы вынесуть и прядуть в карагоде" , играя в широко распространенную у русских хороводную игру " Дрема дремле" .
Одной из локальных особенностей обряда было ряженье. В разных местах сопутствующая обряду имитация обходов дворов нищими и сбор подаяния, подобно тому, как это происходило при обходе волочебников (см. Волочебный обход), исполнялась наряженной в лохмотья молодежью обоего пола или только девушками и женщинами, одними девушками, парнями или детьми. По всей видимости, ряженье перешло в обряд " вождение стрелы" из Святок и Масленицы и имело сходное значение.
Вождение стрелы. Егорьев день, Пасхальная неделя, Вознесение